Понятие о психологическом консультировании

Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств.. Античные короли принимали услуги "консультантов", античные книги "консультировали". С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические мето­ды лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с "магнетического флюида" венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX в. — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадици­онный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обо­собляется консультативная психология. Подробнее остановимся на последней.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процес­са оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из пред­ставления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Перефразируя Г. Эббингауза, можно сказать: "Консультирование имеет длинное прошлое, но консультативная психология только короткую историю", — консультативную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психолога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности "Консультирование и руководство",  которое использовалось также не психологами, на "Консультативная психология" (см. Dawis, 1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консультативное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р.Дэвиса, на­зывает "корнями" консультативной психологии во-пер­вых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологические измерения; во-вторых, прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии понималось в первую очередь как граница клинической и экспериментальной психологии и состояло почти исключительно в приложении психологии индивидуаль­ных различий. Двумя другими ветвями прикладной психологии в то время были образовательная психология и промышленная психология, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к шко­ле и трудовой деятельности. Консультативная психоло­гия в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии — в формы профессиональной психологии и профессио­нального консультирования (см. Dawis, 1992).

Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции болезни. Од­нако не все так просто и однозначно понимается сегодня в психолого-психотерапевтическом "мире". Многие отве­ты (попытки объяснить, описать различные модели пси­хологической помощи) порождают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остановимся подробнее на соотношении понятий консультирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психотерапия. Нами проанализировано несколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре "Психология"(М., 1990). Здесь термин "психотерапия" рассматривается как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение). Он означает комплексное лечебное, вербальное и невербаль­ное, воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека    при    многих    психических,    нервных    и психосоматических заболеваниях. Причем условно разли­чают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию   имеющейся   симптоматики, и    личностно-ориентир о ванную,    ставящую    задачей    содействие пациенту в изменении его отношения к социальному ок­ружению и собственной личности.

Ряд исследователей (см. Эйдемиллер, Юстицкий, 1989) говорят о неврачебной психотерапии, имея в виду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Другие же высказывают некоторые сомнения по поводу упот­ребления термина "психотерапия", так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смыс­ле этого слова.

Еще один термин, введенный в обиход именно в Рос­сии, — психокоррекция. "Психотерапия — это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явству­ет из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же вре­мя лечение в некоторых случаях рассчитано не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их ком­пенсацию. Существенной общей особенностью и психо­терапии, и психокоррекции является психологическое воз­действие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятельности и невросоматических функций человеческого организма" (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). В дальнейшем в тексте уважаемых авторов терми­ны используются как синонимы. Например, методами пси­хологической коррекции называются аутогенная трениров­ка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапи­ей, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечественной психо­логии разделение этих понятий связано не с особеннос­тями работы, а с укоренившимся и узаконенным положе­нием о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин "психо­терапия" является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к истодам работы, осуществляемым профессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование.

Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содержанию. Смыка­ются также понятия неврачебная психотерапия и кон­сультирование. Более того, в рамках понятия психотера­пия четко выделяются две составляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консуль­тирование.

Чем же является по своей сути психологическое кон­сультирование?

Слово консультация в словаре (см. Ожегов, Шведова, 1995) имеет несколько значений. Это и совещание специ­алистов по какому-нибудь делу, и совет, даваемый специ­алистом, и учреждения, дающие такие советы (например: юридическая консультация).

Консультироваться — значит советоваться со спе­циалистом по какому-нибудь вопросу. А совет — всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключа­ется отличие психологического консультирования от пси­хотерапии, по крайней мере психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношения­ми. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстри­ровать и обсудить те стороны взаимоотношений, ко­торые, будучи источниками трудностей, обычно не осоз­наются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосрочность (от одной до 5—6 встреч), хотя в последнее время появляются почти "мгновенные" психотерапевтические тех­ники (Гриндер, Бэндлер, 1992). Некоторые авторы счита­ют консультирование начальным этапом психотерапев­тической помощи  Итак, можно предположить, что различные виды пси­хологической помощи применимы на различных стади­ях, возможно, единого процесса.

Этот процесс можно систематизировать и отобразить в таблице, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), погра­ничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи, мы получим следую­щую картину (см. табл. 1):

 

Таблица 1

СОСТОЯНИЕ    ПСИХИКИ

 

ВИД  ПОМОЩИ

 

Болезнь

 

Психиатрия. Медицинская психотерапия

 

Пограничная норма

 

Психологическая психотерапия. Коррекция

 

Хорошая норма

 

Консультирование. Обучение. Развитие

 

 

Таким образом, выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственно­сти, которую может вынести сам клиент. Это в свою оче­редь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать вари­анты решения проблемной ситуации, то есть, как прави­ло, нахождение клиента в условных границах "нормы психического здоровья".

 

(В.Ю. Меновщиков, 2000).


Понятие о психологическом консультировании

Главная / Психологическое консультирование / Информированное согласие клиента на предоставление психологических услуг

Информированное согласие клиента
на предоставление психологических услуг

г. Санкт-Петербург                                                                       «_____» __________________ 20___ г.

 

Настоящее информирование согласие составлено в соответствии с этическими нормами международной профессиональной деятельности психологов и психотерапевтов.

Я, ___________________________________________________________(фамилия, имя, отчество полностью), в доступной для меня форме информирован(а) о правилах оказания услуг.

 1. Осведомленность.

  • Клиент извещен о цели оказания помощи, о применяемых методах, способах и средствах работы специалиста.
  •  Специалист извещен о психическом состоянии Клиента, о жизненных обстоятельствах, которые привели к необходимости получения помощи. Психолог информирует Клиента о возможных рисках и альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

2. Добровольное согласие.

  • Клиент сам изъявляет желание о получении помощи.
  • Специалист согласен оказывать помощь с учетом запроса Клиента, его психического состояния и готовности к доверительному сотрудничеству.

3. Доверительное сотрудничество.

  • Клиент предоставляет необходимые факты, которые не искажают ситуации, требующей вмешательства специалиста.
  • Специалист открыто высказывается по теме запроса Клиента.

4. Безоценочность суждений.

  • Клиент получает помощь в соответствии со своей жизненной ситуацией, не привлекая оценочных суждений о близких ему людях: не критикует, не обвиняет, а старается понять собственные проблемы.
  • Специалист не позволяет себе субъективных оценочных суждений о разных высказываниях и поступках Клиента.

5. Конфиденциальность.

  • Клиент не разглашает третьим лицам (жене/мужу, друзьям, коллегам) подробности содержания помощи, предоставляемой специалистом.
  • Специалист не разглашает имен, обстоятельств и других сведений, относящихся к содержанию запроса Клиента. Отдельные сведения о Клиенте могут быть предоставлены только для проведения супервизии с целью поиска дополнительных возможностей с привлечением компетентных коллег. Специалист должен принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента, чтобы свести к минимуму его жизненные риски.

6. Финансовые отношения.

  • Клиент вправе отказаться от оплаты услуг по причине несогласия с их стоимостью перед началом оказания помощи.
  • Специалист предоставляет Клиенту удобные условия оплаты полученных услуг.

 _________________                                             ______________________________

          (подпись)                                                                   (Ф.И.О. клиента)

 _________________                                             ______________________________

          (подпись)                                                                   (Ф.И.О. специалиста)



Главная / Психологическое консультирование / Основные рекомендации для психолога-консультанта

  1. Не задавайте закрытых вопросов, если хотите получит достоверную информацию.
  2. Не будьте чрезмерно настойчивы и не ведите себя пассивно.
  3. Не провоцируйте лишних вопросов. Не увлекайтесь ответами на них. Рассуждайте.
  4. Предоставьте клиенту ведущую роль, если только он не водит вас по кругу или вообще не ведет в никуда.
  5. Не пытайтесь руководить клиентом, но ни к коем случае и не теряйте контроля за ходом интервью.
  6. Не морализируйте, не относитесь к клиенту покровительственно, не давайте советов, не говорите банальностей, не подбадривайте его, но сделайте так, чтобы клиент почувствовал, что вы можете ему помочь.
  7. Ведите себя открыто и честно, чтобы клиент начал испытывать к вам доверие, но не раскрывайте перед ним своих истинных мыслей.
  8. Не навязывайте клиенту моральных норм, установок, ценностей и убеждений, даже если его установки аморальны или патологичны, но при этом ни в коем случае не соглашайтесь и с его моралью.
  9. Не становитесь ни на чью сторону. Не защищайте врагов клиента, даже если вы считаете, что они правы. В то же время «не подливайте  масла в огонь», уверяя клиента в его правоте.
  10. Не отвлекайтесь, каким бы скучным ни был клиент. В этот момент не думайте о своих проблемах, как бы ни были они вам интересны.
  11. Ведите себя естественно, но воздерживайтесь от эмоциональных реакций, даже если вы находитесь в состоянии шока, ярости или чувствуете потребность оправдаться.
  12. Уважайте клиента и заботьтесь о нем, но не пытайтесь заставить его поступить так, как, по вашему мнению, будет лучше для него.
  13. Не давайте советов клиенту, но это не значит, что его не нужно отговорить от самоубийства.
  14. Относитесь к клиенту с симпатией, даже если он вам не нравится.
  15. Создавайте у клиента ощущение завершенности определенного этапа, когда консультация подходит к концу, но оставляйте в то же время чувство открытости и незаконченности консультативного процесса.

Составлено с использованием книги Сары Файн и Порла Глассера «Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия» / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 238 с. С. 224–226.