Консультирование по вопросам трудностей в обучении детей

Консультирование по вопросам трудностей в обучении детей

Особенности современной службы консультирования детей и подростков обусловлены как микро, так и макропроцессами, происходящими в мире, которые, в свою очередь, порождают определенные проблемы в обществе. Масштабные катастрофы во всем мире — террористические акты, природные катаклизмы, глобальные аварии — диктуют необходимость оказания экстренной психологической помощи и дальнейшей психотерапии жертвам. К сожалению, специалисты отмечают, что в последние годы участились случаи обращения к психологу в связи с насилием над ребенком, в обществе остро стоит проблема учета этнокультурной специфики клиентов. Все это тоже требует специальной подготовки психологов и практического опыта взаимодействия с данными категориями. Однако в этом отношении положение неоднозначное: несмотря на то, что в настоящее время многие Университеты, многочисленные академии и институты готовят психологов, качество образования далеко не всегда соответствует необходимому для работы уровню. Причем эффективное консультирование возможно только на прочной теоретической основе. Но академического образования отнюдь не достаточно для эффективного взаимодействия с таким сложным контингентом. И хотя широко доступно огромное количество теоретических источников, студенты-выпускники далеко не всегда готовы к оказанию помощи конкретным людям. До сих пор явно недостаточно прикладных работ, касающихся практических аспектов консультирования. В наше время широкая общественность ожидает от психологических служб предоставления все новых услуг. Сейчас много внимания уделяется этическим аспектам психотерапевтического вмешательства .

Одной из острых проблем в обществе становится, к сожалению, проблема сексуального насилия над детьми, в связи с чем актуализируется вопрос о подготовке консультантов, работающих с данным контингентом. Еще одна тенденция современного времени — психологическое консультирование в глобальной сети. Помимо таких глобальных проблем, встающих перед обществом в целом и перед психологами-консультантами в частности, в процессе консультирования детей и подростков, всплывают вопросы, связанные с модернизацией и дифференциацией образования. Появление огромного количества гимназий, лицеев, ориентированных на «продвинутых» детей, завышенные требования педагогов и родителей, огромное количество неопробированных программ обучения, несоответствие требований школы и возможностей (физиологических, интеллектуальных) возможностям школьников, смещение процесса обучения из школы в детский сад, — все это зачастую становятся причиной школьной дезадаптации, неврозов, девиантного поведения, школьной неуспеваемости и др. проблем детей и подростков.

В связи с тем, что многие запросы родителей и педагогов связаны с решением именно таких «острых» вопросов, в настоящее время функции консультирования детей и подростков, как правило, ограничиваются помощью при возникновении кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, школьная неуспеваемость и др.) или психокоррекционным воздействием в случае грубого или устойчивого расстройства поведения (страхи, воровство, агрессивность и др.). К сожалению, профилактической функции консультирования уделяется недостаточно внимания. А между тем, по утверждению Джеймса Хекмана, лауреата Нобелевской премии в области экономики, именно превентивное вмешательство является более эффективным и дает более благоприятные результаты, чем позднее восстановление.

 

Причем чем раньше ребенок будет получать поддержку специалистов, тем будет выше уровень инвестиций. Программы, нацеленные на работу с детьми раннего возраста, не имеющих особых эмоциональных и коммуникативных проблем, принесут пользу не только отдельным детям, но и государству. Специалисты ведут дискуссии о том, следует ли концентрировать усилия на преодолении негативных последствий психотравмирующих событий, или уделять внимание профилактике возможных последствий. В настоящее время специалисты отмечают, что чаще всего к психологуконсультанту обращаются родители дошкольников и младших школьников. Однако, несмотря на несовершенство современной системы образования, зачастую проблемы детей, по поводу которых родители обращаются к психологу, порождены стилем воспитания в семье, завышенными требованиями к ребенку, отсутствием четкого образа воспитания и обучения у самих родителей, дефицитом общения с ребенком, отсутствием эмоционального контакта, совместной деятельности.

Чрезмерный интерес родителей к интеллектуальному развитию ребенка — тоже неотъемлемая черта современности. Мамы и папы малышей выбирают «ясли с хорошим образованием», школы раннего развития, занятия математикой, иностранными языками. Все это, по мнению родителей, станет трамплином для дальнейшего продвижения ребенка по жизни. Взрослые не только форсируют возможности ребенка, не учитывая их физиологические возможности (обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями), но и искажают гармоничное развитие детей, уделяя чрезмерное внимание интеллектуальному развитию в ущерб эмоционально-нравственного. Такой «перекос» не может не сказаться на развитии личности ребенка, на его поведении.

 

Процесс консультирования детей и подростков предполагает использование разных форм работы. Так, в отдельных случаях ребенок (подросток) может получить консультацию напрямую с психологом, без привлечения взрослых:

1) когда ребенок может получить необходимую для его успешной адаптации помощь от психолога без присутствия родителей. Например, ребенок-школьник обсуждает с психологом способы выхода из конфликтной ситуации со сверстниками или со взрослыми;

2) когда родители большую часть времени заняты на работе и не имеют возможности посещать консультанта вместе с ребенком, а доверяют проведение консультаций психологу образования (в детском саду или в школе);

3) когда проблема обращения ребенка не является личностной проблемой, а требует лишь информирования;

4) когда ребенок (подросток) не соглашается обсуждать важную для него проблему в присутствии родителей. В этих случаях консультирование проходит в рамках схемы «ребенок — консультант». Оно может проходить в форме информирования, беседы, диагностического обследования, профориентационной работы, психотерапии. Как правило, первичное обращение к консультанту исходит от заинтересованных взрослых (родителей или педагогов).

В этом  случае взрослые обозначают проблему и просят психолога оказать помощь как ребенку, так и им самим. Консультации такого рода могут ограничиться контактами родитель — консультант или педагог — консультант. Причем работа со взрослыми может ограничиться как рамками консультирования без применения counseling’а, так и включать counseling. Все будет зависеть от конкретного случая, от запроса взрослых, от навыков консультанта. Достаточно часто родители (педагоги) нуждаются только в получении необходимой информации о возрастных особенностях детей, о способах эффективного взаимодействия, об учете индивидуальных особенностей ребенка. По мнению немецкого психоаналитика Гюнтера Хорна, в центре внимания всегда находится ребенок и его проблемы, но иногда родителям самим нужна психологическая помощь. Так, иногда маме «маленького ребенка» надо помочь стать мамой ребенка-школьника. Наряду с этим в консультировании часто возникает необходимость взаимодействия психолога со всеми членами семьи. В этом случае также возможно проведение информационной беседы, пси хотерапии. Консультирование детей и подростков — во многом семейное консультирование, так как лучший путь психологического воздействия на ребенка — через родителей, влияние которых носит глобальный характер. Если у одного из родителей невроз или психопатия, ребенка не излечить без психокоррекционной работы с родителем.

 

Психолог диагностирует личностные особенности родителей, особенности внутрисемейных отношений, оказывает помощь в оздоравливании межличностных отношений в семье (ведь иногда декларируемая родителями проблема ребенка — всего лишь попытка объединить семью). Психолог выявляет проблемы ребенка, разъясняет их родителям. И если родители лучше, глубже поняли своего ребенка, это еще один этап их сближения с ним. В целом задача может считаться решенной, если объективная характеристика ребенка и его проблем не вызывает у родителей затруднений и раздражения. Отношение к ребенку, воспитание формирует его систему отношений к себе, к другим, к жизни.

 

Предлагается следующая схема проведения консультирования родителей: – обсуждение организационных моментов, составление контракта между родителями и психологом; – сбор информации о трудностях в воспитании ребенка; – выявление пунктов, по которым родители не имеют расхождений; – выявление позиций, по которым родители имеют расхождения; – выявление позиций, по которым родители готовы прийти к консенсусу; – составление контракта между родителями по тем позициям, по которым достигнута договоренность. Для того чтобы отношения консультант – ребенок – родитель стали действительно «помогающими», психологу необходимо заинтересовать клиентов. Специалисты выделяют в процессе консультирования четыре элемента:

1. Первичное интервью с родителями (или опекунами) и ребенком.

2. Процесс взаимодействия, сконцентрированный на ребенка.

3. Оценка клиента, включающая определение проблемы.

4. План вмешательства. Приемное интервью проводится с родителями с участием ребенка. Это важно для ребенка — осознать, что терапевт в основном сконцентрирован на их общем благополучии, а не исключительно с интересами родителей.

Для психолога важное значение имеет мнение самого ребенка о существующей проблеме. Консультант может работать как отдельно с ребенком, так со всей семьей, или только с родителями. Он должен уловить особенности и скрытую мотивацию обращения, попытаться сформулировать контракт на определенный вид помощи. Чаще всего на первый прием приходит ктото из родителей вместе с ребенком. Это — фрагмент семейной системы (если семья является полной), и процесс консультирования семейной диады можно рассматривать как семейную помощь. Тогда на следующую встречу приглашаются и другие члены семьи. Уже на первой встрече консультант выясняет, от кого исходит запрос, и работает с этим членом семьи. Зачастую на вопрос психолога, обращенный к ребенку (и даже подростку), он может сформулировать свой запрос. Чаще звучит такой ответ: «У меня нет проблем. Это мама волнуется». Родители же далеко не всегда оказывают помощь психологу в выяснении истинного положения вещей. В случае насильственного привлечения к работе с психологом (когда ребенок и родители направлены к специалисту педагогом, администрацией, правоохранительными органа ми) и др. В этом случае родители не готовы к сотрудничеству и могут оказывать психологическое сопротивление. Оно может быть вызвано страхом дезорганизации, желанием избежать глубины эмоционального воздействия, ценностными и социокультурными различиями клиента и консультанта, общей негативной установкой, негативным опытом и д. Иногда родители пред почитают привести ребенка «на коррекцию», не желая менять что-то в собственных отношениях и поведении. Дети и взрослые не должны исключаться из семейного процесса психологического консультирования.

 

Характеристика детей школьного возраста, испытывающих проблемы в обучении и развитии

 

Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, испытывающими проблемы в развитии, и их клиническое изучение выявили ряд особенностей психического развития.

Значительное разнообразие вариантов развития зависит от ряда условий и причин. Среди них в первую очередь выделяются:

  1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», в семье, в школе, обществе в целом и т.п.).

На развитие ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:

- дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;

- травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безинициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.), ил, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);

- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.

  1. Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементов труда, труда и т.д.).

Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, обеспечивающей  «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.

  1. Состояние здоровья (соматического и нервно-психического).

Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Слабовыраженные нарушения ЦНС могут проявляться в виде парциальных недостатков развития эмоционально-личностной и познавательной сфер.

 

Негативное влияние на развитие ребенка могут оказывать тяжелые соматических заболеваний в первые годы жизни, либо хронические формы заболевания с частыми обострениями. При тяжелых формах соматогения способна привести к более существенным нарушениям обменных процессов мозга, к более стойкой задержки развития, обусловленной, главным образом, стойкой астенией, резко снижающей психический и физический тонус ребенка.

Замедление темпа нормального хода развития, недостаточное формирование способностей к усвоению знаний может быть обусловлено как действием отдельного неблагоприятного фактора (причины), так и их сочетанием.

Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможность развития и обучения ребенка. В тоже время у здорового от рождения ребенка общая микросоциальная и педагогическая  депривация, негативное и зачастую психотравмирующее влияние семьи, отсутствие индивидуализации в воспитании и обучении может обусловить своеобразное недоразвитие тех или иных функций.

Реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой – от  организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей.

Таким образом, возможность компенсации отставания в психическом развитии осуществима в адекватных состоянию детей психолого-педагогических условиях.

 

Психологическая характеристика детей с трудностями в обучении

 

При поступлении ребенка в школу у него не обнаруживается готовности к началу систематического школьного обучения. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей).

Большинство психических функций имеет сложное комплексное строение и основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с задержкой психического развития замедленно, значительно изменено и происходит иначе, чем в норме, соответственно психические функции складываются не так , как у нормально развивающихся детей.

Программа обучения в начальной школе предполагает, что дошкольник владеет значительным числом житейских понятий, сформированностью определенных умений и навыков. У детей  с задержкой психического развития запас знаний крайне беден, чем у нормальных детей того же возраста. У них нет необходимых для усвоения программы знаний, умений, навыков. Поэтому дети не в состоянии без специальной помощи овладеть необходимыми навыками письма, счета и чтения. Трудно детям соблюдать и принятые в школе нормы поведения. Испытываемые учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы, наблюдается нервное истощение,  быстрая утомляемость, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Дети реагируют на все изменения атмосферы.

Задержка психического развития проявляется у детей в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, несоответствии интеллектуальных возможностей возрасту ребенка. У детей наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

У детей, имеющих проблемы в развитии, отмечается низкий уровень развития восприятия, это проявляется:

- в необходимости более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации;

- в затруднении узнавания предмета, находящегося в непривычном положении, контурных и схематических изображениях;

- не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы;

- в недостаточной сформированности пространственных представлений, часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Особенности внимания проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает у детей значительное замедление темпа выполнения заданий, увеличение ошибок. Особенно ярко эти негативные последствия проявляются, если отвлекающим фактором является речь.

Недостаточность внимания, снижение работоспособности у детей с задержкой психического развития имеет индивидуальные формы. У одних детей максимальная сосредоточенность и работоспособность в начале выполнения задания неуклонно падает по мере выполнения задания, у детей наблюдается наибольшее напряжение внимания уже после определенного периода действий.  У третьей группы – периодическое колебание внимания и неустойчивая работоспособность на протяжении всего времени выполнения заданий.

Каковы же особенности в развитии памяти у детей?

У детей, испытывающих трудности в обучении, имеющих недостатки в развитии, отклонения в развитии памяти проявляются в следующем:

- снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;

- недостаточный объем и точность запоминания;

- преобладание наглядной памяти над словесной;

- низкий уровень самоконтроля  в процессе заучивания и воспроизведения;

- недостаточная познавательная активность и целенаправленность при воспроизведении и запоминании;

- преобладание механического запоминания над словесно-логическим;

- повышенная тормозимость следов под воздествием помех и внутренней интерференции (взаимодействия различных мнемических следов друг на друга).

Таким образом, дети с трудом овладевают сложными видами памяти, до четвертого класса используют механическое запоминание, заучивание, опосредованное запоминание отстает.

 Отставание в развитии мышления  (всех форм мышления, начиная с самых ранних, наглядно-действенного и наглядно-образного) наблюдается  у школьников с задержкой психического развития. По наблюдениям, в меньшей степени нарушено наглядно-действенное мышление.

В коррекционной работе большое место уделяется формированию процессов анализа и синтеза, так как у детей недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.

При анализе предмета или явления дети называют только поверхностные, несущественные качества с недостаточной полноценностью и точностью. В результате выделяют почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. При проведении этапа классификации, основные трудности связаны у детей с тем, что они не могут мысленно совместить два или более признака или явления. Помощь в преодолении таких трудностей заключается в организации практической деятельности детей с объектами классификации. Задания должны быть так организованы, чтобы ребенок имел возможность опереться  при выполнении на образец или свой житейский опыт.

При переходе из одной системы знаний и навыков к другой, дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного способа действия на другие. Таким образом, ярко проявляется инертность мышления учащихся, особенно ярко при решении проблемных задач, требующих поиска самостоятельного решения. В большинстве  случаев вместо осознания задачи и поисков адекватного способа решения осуществляется репродуцирование привычных способов действия, поэтому у ребенка не развивается способность к саморегуляции , не формируется мотивация избегания неудач.

Поэтому одними из задач организации  помощи детям являются:

формирование мотивации учения как побудительной силы и развитие любознательности, так как познавательная активность у наших детей снижена.

 

Снижение познавательной активности при обучении проявляется у детей с задержкой психического развития в том, что дети не стремятся эффективно использовать время, отводимое на  выполнение задания, высказывают мало суждений, и тем, что у детей часто отсутствует возраст «почемучки». Одни дети практически  не задают вопросов о явлениях окружающей действительности, обычно это медлительные, пассивные дети с замедленной речью. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов, но при этом редко выслушивают ответы до конца.

В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, в подмене истинной цели задания более простой и знакомой, в затруднениях поиска способа решения задач.

Поэтому, оказывая помощь детям,  развивают любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повышать уровень произвольности  психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности.

 

Организация специальной помощи детям, испытывающим

проблемы в обучении и развитии

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии  с его возрастом, адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Организация психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности, имеет особую значимость. Предупреждение (профилактику) трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать как можно раньше. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию помощи детям в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское). Выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение). Изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в классе), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни: дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).

Каждый из участников консилиума образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей психолого-педагогической помощи и коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

 

Второе направление – коррекционно-развивающее – предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, учителей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу (логопеду) и учителю: стилю их общения с детьми, специальному формированию у учащихся навыков общения и представлений о правильном поведении. Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами соцально-педагогической профилактики, направленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении, связанных с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка. Важное значение придается и индивидуальной психолого-педагогической помощи.

Педагог и психолог проводят динамического наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируют в протоколах и журналах наблюдений, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.п.).

Психолого-педагогическая помощь и коррекция обеспечивают учащимся овладение знаниями и умениями, а также развитие мышления, памяти, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей, которые не охвачены специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии учебной деятельности детей, их личности – интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др.

Большое значение в организации помощи детям имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку у них функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство учащихся нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей и их развитию.

Таким образом, при оказании помощи учащимся, необходима совместная деятельность специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, которые оказывают не только непосредственную помощь детям, но и консультативную – родителям.


Консультирование по вопросам трудностей в обучении детей