Основные рекомендации для психолога-консультанта

Главная / Психологическое консультирование / Основные рекомендации для психолога-консультанта

  1. Не задавайте закрытых вопросов, если хотите получит достоверную информацию.
  2. Не будьте чрезмерно настойчивы и не ведите себя пассивно.
  3. Не провоцируйте лишних вопросов. Не увлекайтесь ответами на них. Рассуждайте.
  4. Предоставьте клиенту ведущую роль, если только он не водит вас по кругу или вообще не ведет в никуда.
  5. Не пытайтесь руководить клиентом, но ни к коем случае и не теряйте контроля за ходом интервью.
  6. Не морализируйте, не относитесь к клиенту покровительственно, не давайте советов, не говорите банальностей, не подбадривайте его, но сделайте так, чтобы клиент почувствовал, что вы можете ему помочь.
  7. Ведите себя открыто и честно, чтобы клиент начал испытывать к вам доверие, но не раскрывайте перед ним своих истинных мыслей.
  8. Не навязывайте клиенту моральных норм, установок, ценностей и убеждений, даже если его установки аморальны или патологичны, но при этом ни в коем случае не соглашайтесь и с его моралью.
  9. Не становитесь ни на чью сторону. Не защищайте врагов клиента, даже если вы считаете, что они правы. В то же время «не подливайте  масла в огонь», уверяя клиента в его правоте.
  10. Не отвлекайтесь, каким бы скучным ни был клиент. В этот момент не думайте о своих проблемах, как бы ни были они вам интересны.
  11. Ведите себя естественно, но воздерживайтесь от эмоциональных реакций, даже если вы находитесь в состоянии шока, ярости или чувствуете потребность оправдаться.
  12. Уважайте клиента и заботьтесь о нем, но не пытайтесь заставить его поступить так, как, по вашему мнению, будет лучше для него.
  13. Не давайте советов клиенту, но это не значит, что его не нужно отговорить от самоубийства.
  14. Относитесь к клиенту с симпатией, даже если он вам не нравится.
  15. Создавайте у клиента ощущение завершенности определенного этапа, когда консультация подходит к концу, но оставляйте в то же время чувство открытости и незаконченности консультативного процесса.

Составлено с использованием книги Сары Файн и Порла Глассера «Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия» / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 238 с. С. 224–226.