Главная / Психологическое консультирование / Основные рекомендации для психолога-консультанта
- Не задавайте закрытых вопросов, если хотите получит достоверную информацию.
- Не будьте чрезмерно настойчивы и не ведите себя пассивно.
- Не провоцируйте лишних вопросов. Не увлекайтесь ответами на них. Рассуждайте.
- Предоставьте клиенту ведущую роль, если только он не водит вас по кругу или вообще не ведет в никуда.
- Не пытайтесь руководить клиентом, но ни к коем случае и не теряйте контроля за ходом интервью.
- Не морализируйте, не относитесь к клиенту покровительственно, не давайте советов, не говорите банальностей, не подбадривайте его, но сделайте так, чтобы клиент почувствовал, что вы можете ему помочь.
- Ведите себя открыто и честно, чтобы клиент начал испытывать к вам доверие, но не раскрывайте перед ним своих истинных мыслей.
- Не навязывайте клиенту моральных норм, установок, ценностей и убеждений, даже если его установки аморальны или патологичны, но при этом ни в коем случае не соглашайтесь и с его моралью.
- Не становитесь ни на чью сторону. Не защищайте врагов клиента, даже если вы считаете, что они правы. В то же время «не подливайте масла в огонь», уверяя клиента в его правоте.
- Не отвлекайтесь, каким бы скучным ни был клиент. В этот момент не думайте о своих проблемах, как бы ни были они вам интересны.
- Ведите себя естественно, но воздерживайтесь от эмоциональных реакций, даже если вы находитесь в состоянии шока, ярости или чувствуете потребность оправдаться.
- Уважайте клиента и заботьтесь о нем, но не пытайтесь заставить его поступить так, как, по вашему мнению, будет лучше для него.
- Не давайте советов клиенту, но это не значит, что его не нужно отговорить от самоубийства.
- Относитесь к клиенту с симпатией, даже если он вам не нравится.
- Создавайте у клиента ощущение завершенности определенного этапа, когда консультация подходит к концу, но оставляйте в то же время чувство открытости и незаконченности консультативного процесса.
Составлено с использованием книги Сары Файн и Порла Глассера «Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия» / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2003. – 238 с. С. 224–226.