Структура и содержание дисциплины

Главная / Психологическое сопровождение / Структура и содержание дисциплины

Раздел 1. Концептуальные основы психологического сопровождения

01 Тема 1. Определение психолого-педагогического сопровождения

Сопровождение как психолого-педагогический феномен. Понятия «психологическое сопровождение», «психологическая помощь», «психологическое обеспечение», «психологическая поддержка». Основные подходы к пониманию психологического сопровождения (гуманистический (А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс), развивающий (Л.С. Выготский), индивидуально-дифференциальный (И.В. Дубровина, М.Р. Битянова), субъектный (В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов)). Субъект и объект психологического сопровождения. Место психологического сопровождения в системе психологической службы.

02 Тема 2. Психологическое сопровождение как направление деятельности психолога в сфере образования

Цели и задачи психологического сопровождения. Психологическое сопровождение образовательного процесса как основа для обеспечения качества жизни учащихся, педагогов, родителей, которая включает такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность» и «обученность». Принципы психологического сопровождения.

Функции психологического сопровождения (экспертная, проектировочная, поддерживающая, профилактическая). Компоненты психологического сопровождения (мониторинг, создание условий, организация и координация).

Основные направления психологического сопровождения образовательного процесса (повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса, информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием, психологическое проектирование, психологическая экспертиза, оказание психологической помощи участникам образовательного процесса).

Виды деятельности по психологическому сопровождению. Документы регистрации и учета различных видов деятельности по психологическому сопровождению в образовательном процессе (в соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 № 3).

Обзор моделей психологического сопровождения. Структура процесса психологического сопровождения. Критерии эффективности процесса психологического сопровождения. Система условий эффективного функционирования психологического сопровождения в образовательном учреждении.

Раздел 2. Психологическое сопровождение кризисных периодов в обучении, воспитании и развитии

03 Тема 3. Психологическая готовность к различным этапам обучения

Понятие психологической готовности к обучению. Психологическая диагностика готовности к обучению в школе (изучение уровня и содержания школьной психологической готовности детей). Компоненты психологической готовности, психолого-педагогический статус первоклассника, адаптация к школьному обучению и причины дезадаптации. Выявление школьников, испытывающих различные психологические трудности в ситуации школьного обучения. Программы адаптации первоклассников. Основные направления психологической поддержки детей с проявлением ранних симптомов дезадаптации.

Психологическая готовность к переходу из начальной школы в среднюю (изучение уровня и особенностей психологической готовности школьников к обучению в новой социально-педагогической ситуации). Адаптация в среднем звене. Выявление школьников, испытывающих различные психологические трудности в новой ситуации обучения. Основные направления психологической коррекции дезадаптивных проявлений у пятиклассников.

04 Тема 4. Профилактическая программа психологического сопровождения развития личности в образовательной среде

Преемственность в организационной системе психолого-педа¬гогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. Система последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды. Диагностика особенностей интеллектуального развития в разные периоды обучения – младший школьный, подростковый, старший школьный возраст. Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой сферы (тревожности, агрессивности, волевых черт). Психодиагностика особенностей учебной мотивации (структуры учебных мотивов, мотивации достижения). Психологическая диагностика самооценки и уровня притязаний. Карта индивидуального развития как форма фиксации и мониторинга динамики психологических изменений в обучении и развитии школьника. Анализ и проектирование социально-психологической среды класса.

Раздел 3. Психологическая помощь и поддержка субъектов образовательной деятельности

05 Тема 5. Обучающийся как субъект образовательного процесса

Понятие «субъект образовательного процесса». Генезис становления обучающегося как субъекта учебной деятельности. Психодиагностика особенностей самоорганизации учебной деятельности: психодиагностика систематичности занятий, сформированности компонентов учебной деятельности, сформированности учебных стратегий. Психолого-педагогические технологии целенаправленного развития учебных умений, формирования сложных форм самоорганизации учебной деятельности и саморегуляции. Профилактика пассивности и инфантильности. Тренинг развития самостоятельности.

06 Тема 6. Психологическое сопровождение школьников с трудностями в обучении

«Трудные» дети в школе. Психологические критерии выделения категории «трудных» детей. Система профилактики и мониторинга трудностей в обучении и воспитании (методы своевременного выявления проблем в обучении и воспитании).

Начальная школа. Общие и специфические трудности освоения учебной деятельности младшими школьниками. Психология трудностей обучения русскому языку, математике, чтению. Проблемы межличностных отношений слабоуспевающего школьника. Методы диагностики специфических расстройств школьных навыков. Выявление симптомов психического напряжения, пониженной умственной работоспособности обучающихся.

Основная школа. Феноменология трудностей в учебной и познавательной деятельности подростков (несформированность учеб¬ной деятельности, низкая учебная продуктивность, низкая учебная мотивация, несформированность внутренней позиции школьника и т. д.) Методы выявления основных психологических причин их возникновения. Проблема взаимосвязи школьной неуспеваемости и недисциплинированности. Вторичные проявления школьной дезадаптации.

07 Тема 7. Психологическая профилактика и коррекция проблем в поведении обучающихся

Педагогически запущенные дети. Трудновоспитуемые дети. Про¬филактика асоциального и антисоциального поведения.

Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения школьников. Методы диагностики причин и условий возникновения отклонений в поведении школьников. Школьная дезадаптация как причина отклоняющегося поведения. Сопровождение школьников с различными типами нарушения поведения. Психолого-пе¬дагогическая коррекция отклонений в поведении учащихся как направление работы психолога в системе сопровождения учащихся.

08 Тема 8. Психологическое обеспечение эффективного взаимодействия «педагог-учащийся-родитель»

Вопросы психологической совместимости в диаде учитель-ученик. Формирование у педагогов и позиции толерантности, ответственности, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свободы другой личности.

Семья и школа: основы социального партнерства. Работа психолога с типами реакций родителей на трудности в обучении ребенка. Роль интеллектуального уровня, отношения, активности родителей в оказании ребенку помощи и поддержки. Влияние характера взаимоотношений между родителями на успешность ребенка в развитии и обучении. Учет социального статуса родителей при психологическом сопровождении семьи.

Формы организации работы с родителями: консультативная (рекомендательная); лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация круглых столов, родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Раздел 4. Психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности

09 Тема 9. Психологическое сопровождение образовательного процесса на стадии проектирования, реализации и контроля образовательной деятельности

Современные образовательные технологии: психологический анализ потенциала и ограничений. Психологическая составляющая каждого из трех компонентов образовательного процесса (учебно-познавательного, учебно-воспитательного, самообразовательного).

Показатели результативности образовательного процесса. Оценка качества усвоения знаний, умений и навыков. Педагогические тесты и тесты достижений (принципы конструирования и использования).

Участие психолога в образовательной деятельности школы. Система мероприя¬тий, предусматривающих оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности специалистов, степени ее безопасности и развивающего потенциала и др.

Технология психологического проектирования в образовании. Прогнозирование и профилактика дидактических рисков в образовательном процессе.

10 Тема 10. Перспективы развития психологической службы в сфере образования

Проблемы и будущее современного российского образования. Стандарты третьего поколения: психологический анализ содержания и реформы образовательной системы. Цели и задачи школы в условиях модернизации российского общества. Психологическое сопровождение инновационных процессов в сфере образования. Специализация школ. Специальные (коррекционные) школы. Психологическое сопровождение при инклюзивном образовании.