Темы курсовых работ

Главная / Специальная психология / Темы курсовых работ

Для Вас представлены темы курсовых работ. Они разделены по разным разделам:

Эти темы можно варьировать, дополнять с учетом исследовательских интересов.
Если у Вас появятся предложения по дополнению перечня тем, то напишите на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  1. Особенности формирования пространственных представлений детей с с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Внимание и особенности его формирования у детей с нарушениями в развитии.
  3. Формирование предметных представлений у детей с нарушениями в развитии.
  4. Проблема памяти в специальной психологии.
  5. Мышление и особенности его формирования у детей с нарушениями в развитии.
  6. Пространственные представления и ориентация в пространстве лиц с нарушениями зрения.
  7. Развитие восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Психологические проблемы сенсорного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Специальная психология в структуре современного человекознания.
  2. История становления специальной психологии в России и за рубежом.
  3. Предметное содержание современной специальной психологии.
  4. Эволюция взглядов Л. С. Выготского на нарушенное развитие ребенка.
  5. Общие и специфические закономерности нарушенного развития.
  6. Причины отклонений и нарушений в психическом развитии.
  7. Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.
  8. Проблема нормы и патологии в специальной психологии.
  9. Образ инвалида в литературе и искусстве.
  10. Вклад людей с ограниченными возможностями здоровья в развитие культуры.
  11. Исторический аспект социально-психологических изменений отношения общества к инвалидам.
  12. Особенности осознания собственных нарушений детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.
  13. Пути и формы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.
  14. Принципы и виды классификаций нарушений в психическом развитии.
  15. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
  16. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  17. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.
  18. Отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
  19. Проблема реабилитации в специальной психологии.
  20. Творческие возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  21. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
  22. Проблема самосознания в специальной психологии.
  23. Формирование личности в условиях нарушенного развития.
  24. Особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  25. Проблема общения в специальной психологии.
  26. Особенности формирования учебной деятельности детей с нарушениями в развитии.
  27. Дети и подростки с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы.
  28. Кризисные переживания детей и подростков.
  29. Особенности посттравматического синдрома у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  30. Психологическое развитие одаренных детей.
  31. Особенности формирования защитных механизмов у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  32. Патология речи и психическое развитие ребенка.
  33. Проблема соотношения обучения и нарушенного развития.
  34. Психологическая готовность к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  35. Нарушение мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  36. Восприятие времени подростками с нарушением интеллекта.
  37. Представления о будущем в картине мира подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  38. Особенности формирования нравственного сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  39. Восприятие собственного тела детьми с с ограниченными возможностями здоровья.
  40. Психосексуальное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  41. Психология детей группы риска.
  42. Личностные особенности подростков группы риска.
  43. Причины и формы детской и подростковой агрессивности.
  44. Причины и формы детских страхов.
  45. Стратегии личностной адаптации творчески одаренных подростков.
  46. Личностные особенности подростков, склонных к воровству.
  47. Личностные особенности подростков, склонных ко лжи.
  48. Особенности психического развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
  49. Особенности формирования воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  50. Психологические проблемы профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  51. Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
  52. Соотношение диагностики и коррекции в работе специального психолога.
  53. Основные проблемы сопровождения детей с с ограниченными возможностями здоровья.
  54. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  55. Этические проблемы деятельности специального психолога.
  1. Детско-родительские отношения как причина затруднений в общении.
  2. Влияние семьи на формирование навыков общения у детей (подростков) в первичными нарушениями в развитии.
  3. Особенности общения в условиях материнской депривации.
  4. Своеобразие межличностных отношений у детей (подростков) в условиях учреждений интернатного типа.
  5. Возрастные особенности общения у детей с отклонениями в развитии.
  6. Особенности межличностного общения детей с нарушениями в развитии.
  7. Нарушения невербальной коммуникации.
  8. Когнитивные нарушения невербальной коммуникации (понимание жестов, поз, движений, эмоций).
  9. Особенности понимания детьми социальных ситуаций межличностного взаимодействия.
  10. Нарушения эмоционального компонента общения у детей и подростков.
  11. Развитие личности при нарушении общения детей с окружающими людьми.
  12. Общение и проблема личностной готовности к школьному обучению.
  13. Формирование «Я-концепции» при нарушениях общения.
  14. Своеобразие развития общения у детей дошкольного (младшего школьного) возраста с нарушениями развития.
  15. Деструктивные последствия ограниченного круга общения.
  1. Проблема депривации в специальной психологии.
  2. Особенности психического развития детей в условиях детского дома.
  3. Подростки-сироты в информационной среде: психологический аспект.
  4. Материнская деривация, ее механизмы и формы.
  5. Особенности посттравматических стрессовых расстройств у воспитанников детского дома.
  6. Отношение к риску у подростков-сирот с разным уровнем психического развития.
  7. Стрессоустойчивость подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
  8. Представление о будущем у выпускников учреждений интернатного типа.
  9. Профессиональное самоопределение подростков-сирот.
  10. Особенности агрессивного поведения детей-сирот.
  11. Эмпатические способности подростков-сирот.
  12. Представления о семье подростков-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
  13. Межличностные отношения детей-сирот с умственной отсталостью.
  14. Социальное сиротство и пути его психологической профилактики.
  1. Психология разных форм нарушенного поведения.
  2. Психология девиантного поведения младших школьников.
  3. Психология делинквентного поведения. подростков
  4. Пренебрежение как форма психологического насилия: на примере подростков с девиантным поведением.
  5. Девиантная личность: мифы и реальность.
  6. Особенности личности у детей с девиантным поведением.
  7. Представления о будущем у подростков с девиантным поведением.
  8. Представления о свободе у подростков с отклонениями в поведении.
  9. Ценностные ориентации подростков с отклонениями в поведении.
  10. Психология суицидального поведения детей и подростков.
  11. Саморазрушающее поведение у детей и подростков.
  12. Проявление агрессивности у эмоционально неустойчивых подростков под влиянием социальной (телевизионной) среды.

Интернет-ресурсы для самостоятельного чтения

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4 – 432 с.
    Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/vigitskiy_pedo/   (23.04.2011).
    В данной книге рассматривается структура развития личности подростка и говорится о негативной фазе подросткового возраста, которая обуславливает отклонения в поведении подростка. Рассматривается развитие интересов, психических функций и творчества подростков, что тоже оказывает влияние на формирование особенностей характера и поведение.
    Примечание: по ссылке можно прочитать полнотекстовую версию книги.
     
  2. Змановская Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2008. – 288 с.
    В учебнике подробно изложены проблема нормального и отклоняющегося поведения. Описаны  основные виды отклоняющегося поведения. Автор анализирует подходы к изучению предпосылок формирования отклоняющегося поведения. Затрагиваются вопросы психологической коррекции поведения.
    Режим доступа: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2109/content.php (23.04.2011).
    Примечание: по ссылке можно прочитать полнотекстовую версию книги.
     
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 256 с. Режим доступа: http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti (23.04.2011).
    В книге рассмотрено развитие подростка, девиантное поведение и причины его возникновения.
    Примечание: ссылка ведет на скачивание книги.
     
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.:  Медицина, 1983. – 200 с.
    Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1306 (23.04.2011).
    В публикации рассматриваются особенности акцентуаций у подростков. Описано влияние характера на социальную сферу жизни, формирование делинквентного поведения.
    Примечание: по ссылке можно прочитать полнотекстовую версию книги.
     
  5. Реан А.А. Психология подростка. СПб.:  Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
    Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/299095/ (23.04.2011).
    В этой книге описаны психологические особенности развития подростка, основные виды делинквентного поведения и методы психологической коррекции.
    Примечание: по ссылке можно скачать полнотекстовую версию книги, если зарегистрироваться на сайте. 
  1. Особенности когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
  2. Особенности самосознания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность.
  3. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью как группа риска по девиантному поведению.
  4. Самооценка у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
  1. Причины и формы школьной неуспеваемости.
  2. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
  3. Психология личности ребенка с трудностями в обучении.
  4. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития.
  5. Нарушение произвольного внимания у детей в учебном процессе.
  6. Особенности восприятия и формирования пространственно-временных представлений у школьников с трудностями в обучении.
  7. Недостатки памяти у детей с трудностями в обучении.
  8. Особенности мышления у детей с трудностями в обучении.
  9. Психологические особенности школьников с нарушениями письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография).
  10. Психология школьников с трудностями в обучении математике.
  11. Мотивация достижения у подростков с разной успеваемостью.
  12. Особенности личности у детей с задержкой психического развития.

Интернет-ресурсы для самостоятельного чтения

  1. 1. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. – СПб.: Речь, 2010. – 214 с.
    Режим доступа: http://www.labirint.ru/books/242608/ (29.07.2011).
    Режим доступа: http://www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=2779&cat=6&sc=48&full=yes (25.09.2011).
    В монографии даны современные представления о психолого-педагогических проблемах детей с трудностями в обучении. Рассматриваются причины школьной неуспеваемости. Предлагается эмпирическая классификация учащихся с различными затруднениями в усвоении программы обучения. На примерах из практики показывается разнообразие трудностей в усвоении знаний по различным предметам.
    Книга написана ярким, живым языком. Она легко читается специалистами и родителями, которые смогут найти в ней полезные рекомендации и практические приемы по улучшению школьных знаний у детей. Психологи познакомятся с особенностями проявления трудностей в обучении и смогут эту информацию использовать для работы с родителями и учителями школ. Учителя узнают в этой книге о коррекционно-развивающих технологиях по повышению качества усвоения знаний учащимися в 1–4-х и 5–7-х классах.
    Примечание: полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация.
     
  2. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
    Режим доступа: http://shop.logomag.ru/index.php?productID=484 (29.07.2011).
    В книге изложены исторически сложившиеся в науке представления о задержке психического развития у детей. Рассматриваются особенности их познавательной деятельности, личности и общения. Большое внимание уделяется изучению мышления и речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Излагаются основные причины возникновения трудностей в обучении письму, чтению, математике и их проявления в учебном процессе. Книга предназначена для студентов, обучающихся на специализациях «Специальная психология» и «Клиническая психология».
    Примечание: Полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация.
     
  3. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие; Хрестоматия. – Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
    Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/224369/ (25.09.2011).
    В книге изложены исторически сложившиеся в науке представления о задержке психического развития у детей. Рассматриваются особенности их познавательной деятельности, личности и общения. Большое внимание уделяется изучению мышления и речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Излагаются основные причины возникновения трудностей в обучении письму, чтению, математике и их проявления в учебном процессе. Учебное пособие содержит оригинальные результаты исследований автора.
    Книга предназначена для студентов, обучающихся специальная  и клинической психологии, может привлечь внимание специалистов сферы коррекционного образования: психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов.
    Примечания: В Интернете есть только аннотация. Полнотекстовую версию книги возможно попробовать скачать по указанной ссылке.
     
  4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80 с. (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).
    Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/286984/ (25.09.2011).
    В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего обучения. Представлена авторская программа занятий по активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, направленная на формирование личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, внимания, памяти, пространственного восприятия и др. Даны конспекты отдельных уроков, а также различные материалы для проведения коррекционно-развивающих занятий. Пособие предназначено для школьных психологов и учителей начальных классов.
    Примечания: полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация, краткие выдержки из основного содержания книги.
     
  5. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
    Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8563.php (25.09.2011).
    Пособие для учителей. В книге дается психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. В специальных разделах раскрываются особенности их внимания, памяти, мышления. В книге содержится и педагогическая характеристика этих детей. Раскрываются особенности их учебной деятельности и указываются пути ее нормализации. Большое внимание уделяется вопросам развития в связи с расширением знаний об окружающем мире. Специальные разделы посвящены обучению русскому языку (чтение и письмо) и математике.
    Примечания: полнотекстовую версию книги найти пока не удалось. В Интернете есть только аннотация, краткие выдержки из основного содержания книги.
     
  6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 256 с. – (Библиотека психолога образования).
    Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/9126.php (29.07.2011).
    Книга окажет помощь в понимании проблем детей с трудностями в обучении.
    Примечание: Полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только аннотация.
     
  7. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности  в обучении детей. – М.: Ось, 1997. – 224 с.
    Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8410.php (29.07.2011).
    Данная книга легко читается. Она также предназначена для неспециалистов. В книге много таблиц, схем, которые помогают понять материал. 
    Примечание: Полнотекстовую версию книги найти не удалось. В Интернете есть только развернутая аннотация и содержание.
     
  8. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
    Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/93093/ (25.09.2011).
    В монографии анализируются результаты экспериментального исследования особенностей формирования общей способности к учению у детей с задержкой психического развития, предлагаются методы диагностики уровня готовности к нему, даются рекомендации по организации специальных групп в дошкольных учреждениях для оказания помощи таким детям при подготовке их к школе.
    Книга предназначена для специалистов в области педагогической психологии, дефектологии, педагогики, а также практических психологов в системе образования.
    Примечания: полнотекстовую версию книги возможно скачать по указанной ссылке.
  1. Проблема умственной отсталости в психологии, педагогике и медицине.
  2. Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития.
  3. Особенности речевого развития умственно отсталых детей.
  4. Особенности личности умственно отсталого ребенка.
  5. Формирование самооценки у детей и подростков с умственной отсталостью
  6. Представления о себе у умственно отсталых школьников.
  7. Нарушения эмоционального развития при умственной отсталости у детей и подростков.
  8. Нарушения интеллектуальной готовности к школьному обучению у умственно отсталых дошкольников.
  9. Особенности когнитивного развития детей с умственной отсталостью.
  10. Возрастная динамика мышления у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
  11. Нарушение произвольной регуляции действий учащихся с умственной отсталостью.
  12. Коммуникативные особенности умственно отсталых детей.
  13. Риск возникновения психосоматических расстройств у детей с умственной отсталостью.
  1. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения.
  2. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха.
  3. Речевое развитие слабослышащих детей.
  4. Речь и ее развитие у неслышащих детей.
  5. Психическое развитие слепоглухих детей (со сложным дефектом).
  6. Особенности творческого мышления у детей и подростков с сенсорными нарушениями.
  1. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
  2. Своеобразие эмоций у детей с аутизмом.
  3. Особенности когнитивного развития у детей с аутизмом.
  4. Коммуникативное развитие детей с аутистическим расстройством.
  5. Психологический аспект социализации детей с аутистическим расстройством.
  1. Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  2. Творческий потенциал подростков с диагнозом «детский церебральный паралич».
  3. Самосознание детей с двигательными нарушениями.
  1. Психология семейного воспитания детей с отклонениями в поведении.
  2. Психология семейного воспитания детей с проблемами общения.
  3. Семья и ребенок с трудностями в обучении.
  4. Психология семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка.
  5. Личностные особенности матерей, воспитывающих «особого ребенка».
  6. Семья и проблема возникновения страхов у детей.
  7. Семья и проявление детской тревожности.
  8. Особенности тревожности ребенка из неполной семьи.
  9. Влияние семьи на возникновение отклонений в развитии личности подростка.
  10. Влияние семьи на возникновение отклонений в поведении детей и подростков.
  11. Влияние семьи на возникновение отклонений в общении детей и подростков.
  12. Агрессия в семьях с разным уровнем образования родителей.
  13. Переживание агрессивными детьми родительских наказаний.
  14. Проявления агрессии между детьми младшего и старшего возраста.
  15. Взаимодействие матери и ребенка с детским церебральным параличом.
  16. Представления о детско-родительских отношениях у подростков с трудностями в обучения.
  17. Представления о детско-родительских отношениях у подростков с нарушением интеллекта.
  18. Представления о детско-родительских отношениях у детей из неполных семей.
  19. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
  20. Психологические особенности отцов, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
  21. Психология семьи, воспитывающей ребенка с трудностями в обучении.
  22. Психология семьи, воспитывающей ребенка с сенсорными нарушениями.
  23. Психология семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
  24. Психология семьи, воспитывающей ребенка с двигательными нарушениями.
  25. Психология семьи, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом.
  26. Психологические аспекты семейной социализации умственно отсталых детей.
  1. Содержание и стратегии психологического сопровождения.
  2. Психологическая помощь семье, воспитывающей школьника с трудностями в обучении.
  3. Работа со сказками как форма психокоррекционной помощи.
  4. Психологическое консультирование при нарушении дисциплины у учащихся.
  5. Психологическое консультирование родителей, выбирающих школу для ребенка.
  6. Психологическое консультирование родителей по вопросам готовности к школьному обучению.
  7. Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Проблема профилактики нарушений в развитии у детей.
  9. Игровая терапия как средство психокоррекции эмоциональных и поведенческих отклонений в развитии.
  10. Психологическая коррекция навыков общения средствами сказкотерапии.
  11. Консультирование родителей по проблемам общения у детей.
  12. Работа психолога в специальных (коррекционных) школах м классах I–VIII видов.
  13. Коррекционно-развивающие технологии в работе психолога со школьниками с трудностями в обучении.
  14. Психологические проблемы использования компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
  15. Влияние сказкотерапии на адаптационный потенциал дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
  16. Изменение эмоционально-личностных характеристик у подростков с ограниченными возможностями здоровья с помощью арт-терапии.
  17. Формирование навыков общения у детей и подростков на арт-терапевтических занятиях.
  18. Арт-терапия в работе с детьми с нарушенным поведением.
  19. Арт-терапия как способ предупреждения эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
  20. Специфика работы специального психолога в специальных (коррекционных) учреждениях.

Эти темы можно варьировать, дополнять с учетом исследовательских интересов.
Если у Вас появятся предложения по дополнению перечня тем, то напишите на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дополнительные материалы для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ