Главная / Сказкотерапия / Краткая программа
Предмет и объект сказкотерапии. Сказкотерапия как один из природосообразных видов передачи социального опыта в процессе филогенеза. Истоки волшебства (язык метафор). Символизм мифов, преданий, сказок, былин, саг. Психологический смысл древних и современных метафор. Проблема воздействия метафор на человека (духовный, эмоциональный, когнитивный уровень восприятия волшебства). Метафоры в психокоррекционной работе. Сказкотерапия в педагогике и психологии. Возможности и специфика использования сказкотерапии в специальном образовании.
Разнообразие подходов при формировании концепции сказкотерапии. Сказкотерапия и устное народное творчество: предания, сказы, былины, саги. Мифотворчество. Создание легенд. Психологизм русской народной сказки. Проблемы сказкотерапии: концепция и технология.
Художественные сказки. Дидактические сказки. Психотерапевтические сказки. Медитативные сказки. Психокоррекционные сказки. Сказкотерапия в клинической психологии. Многообразие современной технологии в сказкотерапии. Использование сказок в оздоровительной медитации. Исцеляющие истории. Притчи для восстановления духовных и физических сил. Сказкотерапия и гармония отношений. Сказкотерапия и «работа со смертью».
Направления сказкотерапии: сочинения, анализ, рассказывание, драматизация, рисование сказок. Изготовление кукол-марионеток. Медитация на сказку. Имидж-терапия. Постановка сказок на песке.
Технология создания сказок. Моделирование сказочного сюжета. Символизация. «Карты Проппа».
Моделирование сказочного сюжета. «Карты Проппа» и логическая последовательность сказочного сюжета. Запрет или предписание. Нарушение. Вредительство. Отъезд героя. Задача. Встреча с дарителем. Волшебные дары. Появление героя. Сверхъестественные свойства антигероя. Борьба. Победа. Возвращение домой. Прибытие. Ложный герой. Трудные испытания. Ликвидация беды. Узнавание героя. Изобличение ложного героя. Наказание ложного героя. Свадьба. Варианты работы с картами В.Я. Проппа при моделировании сказочного сюжета: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины и пр.
Проектирование диагностических методик сказкотерапии. Интерпретация песочных картин, сказочных текстов, рисунков.