Тренинги по сказке

Главная / Сказкотерапия / Тренинги по сказке

Задание 1. Утро Иванушки

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Формировать мотивацию к получению новых знаний.
В некотором царстве, в тридесятом государстве заря занималася. Солнце проснулось. Потянулось. Взглянуло на землю русскую. 
В своей избушке на печке проснулся Иванушка-дурачок и раздумался: «Пойти ли сегодня на учебу? Может быть, дома на теплой печке остаться?»
Подошли к Иванушке мама с папой: «Собирайся, сынок на учебу!»
– Не хочу. Не пойду. 
– Почему?
Дальше участникам тренинга предлагается в форме импровизации  разыграть диалог, где родители должны предложить доводы для собственного сына, почему надо идти учится.

Задание 2. Утренняя встреча

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникационного упражнения. Научить преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. 
Этюд «Знакомый» (по мотивам стихов В. Д. Берестова «Знакомый»).

Сегодня вышел я из дома. 
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы - неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я?

Задание 3. Волк: добрый или злой?

Цель: активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях главных персонажей. Научить эктрапонировать коммуникационный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
В институте началась сказочная лекция «Волк и его друзья». Лектор Мудрая Сова показывает студентам этюд «Злой волк». Всегда ли волк такой?
Студенты: Колобок из сказки «Колобок», лягушка-квакушка из «Теремка», лиса из сказки «Волк и лиса», Иван-царевичь из сказки «Жар-птица», теленок «Волк и теленок» и  прочие сказки.
Каждый хвалит волка. Перечисляя его положительные качества.
Вывод: «Волки, как и люди, бывают разными».

Доверчивыми, заботливыми, преданными, хозяйственными, любящими, добросердечными, общительными, сильными, выносливыми, отважными.

Злыми, наивными, слабыми, глупыми, коварными.

Задание 4. Не испугался

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощь. Коммуникативного упражнения. Закрепить интерес к интерпретации невербальных средств коммуникации окружающих людей. Научить преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. Научить экстрапонировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Этюд по сказки Даниила Хармса «Храбрый ёж».
Участники игры: еж, змея и другие звери. В начале сказочной игры  ведущий спрашивает, каких зверей студенты хотели бы изобразить? Каждый участник самостоятельно выбирает известного ему сказочного персонажа. Показывает стиль, манеру его поведения. Студенты выполняют короткие этюды: «Мишка-медведь», «Лисичка», «Храбрый ежик», «Заинька», и прочие. Возможен выбор птиц, у которых имеются свои особые повадки.

Стоял на столе ящик.
Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать. 
А ящик-то вдруг —  раз, два, три — и открылся. 
А из ящика-то —  раз, два, три — змея выскочила. 
Испугались звери и разбежались. 
Один ёж не испугался, кинулся на змею и —  раз, два, три — загрыз её. 
А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!». 
Нет, не так! Ёж закричал: «Ав-ав-ав!». 
Hет, и не так! Ёж закричал: «Мяу-мяу-мяу!». 
Нет, опять не так! Я и сам не знаю как. 
Кто знает, как ежи кричат?

Ведущий и участники придумывают крик ежа.

Задание 5. Репка

Цель: снятие психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Учить преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. 
Игра «Репка». Бабка и дед позвали животных на помощь. Они обсуждают между собой и приглашают. Ведущий спрашивает: Теперь справитесь? Вытащите репку?

Задание 6. Удивительное в сказках

Цель: активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях. Учим преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции.
Лекция о добром волшебстве. Ведет лекцию Добрая Фея. Сегодня контрольная работа. Всем задаются вопросы:

  1. На чем можно перелететь море-океан?
  2. Какое сказочное транспортное средство самое быстрое?
  • Ковер-самолет;
  • Метла и ступа;
  • Сапоги-скороходы;
  • На драконе;
  • На гусях-лебедях;
  • Корабль Летучий Голландец;
  • На Змее Горыныче;
  • На ласточке;
  • Конек Горбунок;
  • На гусе, утке, ядре;
  • Бороде;
  • Тапочки Маленького Мука
  • Сани спешные; 
  • На воздушном шаре;
  • На Карлсоне.

3. С помощью чего можно перемещаться не только в пространстве, но и во времени?

  • Волшебные заклинания;
  • Волшебная лампа;
  • Волшебные зеркала;
  • Волшебная палочка;
  • Кольцо (Двенадцать месяцев);
  • Волшебный колодец;
  • Машина времени;
  • Часы (Сказка о потерянном времени);
  • Шапка невидимка;
  • Наливное яблочко на блюдечке;
  • Мертвая вода;
  • Поцелуй;
  • Похищение с помощью вторых лиц;
  • Государственные царства, где время измеряется иначе;
  • Черная курица;
  • Огниво;
  • Санта - Клаус;
  • Радио «В стране невыученных уроков»;
  • С помощью сна.

4. Назовите сказочных героев, которые живут на белом свете много - много лет. Определите, сколько примерно лет каждому из них. Кто самый старший по возрасту:

  • Баба-яга;
  • Кощей Бессмертный;
  • Черепаха;
  • Джин;
  • Фея;
  • Эльфы;
  • Черт;
  • Драконы;
  • Гномы;
  • Старик Хоттабыч;
  • Снежная королева;
  • Дед Мороз;
  • Домовой;
  • Леший;
  • Кикимора;
  • Волшебные рыбы;
  • Водяной;
  • Ведьмы;
  • Колдуньи;
  • Птица Феникс;
  • Черномор;
  • Соловей разбойник;
  • Голова;
  • Русалки;
  • Сирены.

Нелегко сказочным героям. Сколько дел у них! Вот и царевну Несмеяну надо успокоить.

Задание 7. Эмоции Несмеяны

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникативных упражнений. Закрепить интерес к интерпретации невербальных средств коммуникации окружающих людей. Учить экстрапонировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Лекция о практических навыках коммуникации. Дворец царевны Несмеяны. Царь приглашает семь Семионов. Пусть покажут, какими эмоциями владеют.
Тренинг управление: «Передай эмоцию».
Радость. Восхищение. Удовольствие. Горе. Симпатия. Пренебрежение. Гнев. Стыд. Страх. Удивление. Страдание. Отвращение. Презрение. 
«Человек обладает большими эмоциональными возможностями. Подумай над своим эмоциональным состоянием, Несмеяна» – говорит царь.

Задание 8. Злодеяния

Цель: формировать мотивацию к получению новых знаний. Учить преодолеть социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. Активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях главных персонажей. Научить экстраполировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Внекурсовая работа. Студенты на заседании клуба «Сказочные злодеи».
Собрались Змей Горынычь, Кощей Бессмертный, Баба-яга, Леший.
Стали они  друг перед другом хвалится, кто из них хуже. Вдруг входит к ним Иван-дурак. Обрадовались злые сказочные персонажи: «Мы ему все наши умения предадим. Злу научим, надо молодую смену готовить».
Выслушал их Иван. Не соглашается злу обучаться. 
Злые сказочные персонажи говорят: «Зачем в школу ходить? Замечательно, что там уму-разуму научат».
Диалог Ивана о том, почему он не желает злу обучаться. Почему надо идти, как все дети, в школу учиться.