Вопросы к экзамену

Главная / Сказкотерапия / Вопросы к экзамену

Экзаменационный билет № 1

  1. Сказкотерапия. Определение. Мораль сказок. Основные направления современной сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказки «Курочка Ряба» при оказании психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 2

  1. Понятие комплексной сказкотерапии. Основные формы работы психолога с текстом сказок.
  2. Возможности применения сказки «Колобок» при оказании психологической помощи подросткам и взрослым.

Экзаменационный билет № 3

  1. Понятие об интегративной сказкотерапии. Связь сказкотерапии с другими видам арт-терапии.
  2. Возможности применения сказки «Золушка» при оказании психологической помощи взрослым.

Экзаменационный билет № 4

  1. Сказкотерапия и изотерапия. Способы рисования сказок.
  2. Возможности применения сказки «Коза-дереза» при оказании психологической помощи взрослым.

Экзаменационный билет № 5

  1. Сказкотерапия и игровая терапия. Способы постановок сказочных сюжетов.
  2. Возможности применения сказок Г.-Х. Андерсена при оказании психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 6

  1. Сказкотерапия и библиотерапия. Способы сочинения сказок.
  2. Возможности применения сказок о животных для оказания психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 7

  1. Сказкотерапия как средство психодиагностики.
  2. Возможности применения сказок о лени для оказания психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 8

  1. Классификации сказок. Принципы дифференциации текстов сказок.
  2. Возможности применения сказок о богатстве и бедности при оказании психологической помощи взрослым.

Вариант ответа на вопрос 2 Марии Канатенко.

Возможности применения сказок о богатстве и бедности при оказании психологической помощи взрослым.
Сказками передается представление о менталитете народа в отношении бедности и богатства, успеха или неудачи.
Отличие между богатыми и бедными людьми. Особая психология бедных. Феномен исчезновения внезапно полученных денег.
Личностные характеристики богатых, чьё материальное благосостояние получено сомнительным способом или не приобретено собственным трудом («не честно нажито»). Таких богатых людей считают: жадными; своенравными; глупыми; самолюбивыми (восхищаются собой); несамокритичными; недальновидными; трусливыми; властными; неспособными к проявлению положительных высших чувств по отношению к другим людям.
В русских народных сказках закреплено «из покон веков» одно важное правило: богатство дается только добрым, порядочным людям за их человеческое достоинство. Материальные блага приобретаются «нежданно негаданно». Происходит это событие обычно после всех испытаний, в которых потенциальный обладатель доказывает самому себе свое право на счастье. Получение средств для дальнейшей благополучной жизни рассматривается как дополнительная возможность в самореализации.

Экзаменационный билет № 9

  1. Русские народные сказки, их отличие от авторских сказок.
  2. Возможности применения сказок об интеллектуальных проблемах при оказании психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 10

  1. Авторские сказки. Характерные особенности авторских сказок. Ограничения в применении авторских сказок в сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказок о дружбе проблемах при оказании психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 11

  1. Волшебные сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказок о любви и измене при оказании психологической помощи взрослым.

Экзаменационный билет № 12

  1. Новеллистические сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказок о сиблинговом соперничестве при оказании психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 13

  1. Бытовые сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказок о супружеских отношениях при оказании помощи в процессе семейного консультирования.

Экзаменационный билет № 14

  1. Психокоррекционные сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказок о личностном росте и жизненном успехе при оказании психологической помощи взрослым.

Экзаменационный билет № 15

  1. Дидактические сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности применения сказок о добре и жадности при оказании психологической помощи детям и взрослым.

Экзаменационный билет № 16

  1. Психотерапевтические сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности создания и применения тренингов в сказкотерапии.

Экзаменационный билет № 17

  1. Релаксационные сказки: определение, характеристика, возможности применения в сказкотерапии.
  2. Психологическая характеристика волшебных сказочных персонажей: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Экзаменационный билет № 18

  1. Функции сказок (по В. Я. Проппу).
  2. Возможности применения сказок при оказании помощи при решении экзистенциальных проблем.

Вариант ответа Яны Антоновой.

1. Функции сказок (по В. Я. Проппу).
Запрет или предписание (герой оказывается в ситуации принятия решения; ему предписано совершить конкретные действия). Нарушение. Вредительство (правило нарушает не герой, а другой персонаж, который несет зло). Отъезд героя. Задача (ориентировка в событиях  и определение стратегии, как он намерен достичь цели). Встреча с дарителем. Волшебные дары (не всегда материальны). Появление героя (главный герой окончательно меняется в лучшую сторону). Сверхъестественные свойства антигероя (испытание; вступление в открытую схватку). Борьба (способы поведения главного героя в экстремальных условиях). Победа. Возвращение домой. Прибытие домой. Появление ложного героя. Трудные испытания. Ликвидация беды. Узнавание героя. Изобличение ложного героя. Наказание ложного героя. Свадьба.
2. Возможности применения сказок при оказании помощи при решении экзистенциальных проблем.Экзистенциализм  (фр. existentialisme от лат. existentio — существование). Центральные вопросы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни в мире и судьбе. Сказкотерапия может помочь человеку в противостоянии основным проблемам существования, связанным с тревогой, отчаянием, смертью, одиночеством, отчуждением и бессмысленностью.Все перечисленные проблемы могут стать источником «экзистенциальной боли».
Издавна человек пытался познать себя и определиться, найти свое место в окружающем обществе и в окружающей его социальной среде. Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека и образе его жизни. Однако до сих пор не найдено единственного четкого ответа на этот вопрос. Каждая личность, каждый индивид рассматривает эту проблему в своем ракурсе, следовательно, и решение он пытается найти непосредственно соответствующее именно своим моральным нормам, установка, принципам и вообще мировоззрению.
Работа со сказкой направлена на оказание помощи клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
Например, сказка о забывчивой фее. Эта сказка посвящена актуальным для подросткового возраста вопросам – самоопределение и определения своего места в жизни. Вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: «Кто я?». Героиня сказки еще не ответила на этот вопрос, поэтому финал у сказки открытый (http://www.cka3kapro.narod.ru/psihoterapevticheskie-skazki-i-igri_1-6.html).
Существуют сказки, которые знакомят с проблемой бытия, когда человек не видит смысла в существовании и задумывается о смерти, как о единственном решении своих проблем. Например, «Аола» – сказка, знакомящая нас с ликом смерти, представленный в лице красивой девушки. Смерть для Роберта, главного героя сказки, не так страшна, как многие ее представляют. Он осознает ее приход в любой момент как естественного продолжения жизни. За чертой его ждут такие же дела, как на земле, но не стоит торопить нормальный ход вещей. Роберт, не определившись со своими личными ценностям, не совсем понимал смысла своей жизни. Он каждый день ожидал, что смерть заберет его в иной мир. Однако, обретя свои ценности в виде семьи, друга, творческой самореализации, Роберт  нашел себя, свое место в этом мире. Поэтому ему уже не так страшно протянуть руку смерти, ведь за ним останется история, потому что у каждого человека своё время на жизнь, и к каждому приходит свой час умирать.

Экзаменационный билет № 19

  1. Классификация типов интеллектуальной недостаточности в русских народных сказках.
  2. Возможности применения сказок для психопрофилактики психосоматических расстройств.

Экзаменационный билет № 20

  1. Классификации супружеских отношений в русских народных сказках.
  2. Возможности применения сказок при оказании психологической помощи людям, пережившим насилие.

Экзаменационный билет № 21

  1. Описание гендерных различий в текстах сказок.
  2. Возможности использования в сказкотерапии сказок разных народов мира.

Экзаменационный билет № 22

  1. Невербальная коммуникация сказочных персонажей. Соотношение внешности и социального поведения героев сказок.
  2. Возможности использования в сказкотерапии современных авторских сказок.

Вариант ответа Алины Смирновой:

1. Невербальная коммуникация сказочных персонажей. Соотношение внешности и социального поведения героев сказок.
Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через внешность, жестымимикумизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Тело человека обладает широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения.
Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Главным персонажем волшебной сказки является герой. Он занимает первое место по частотности портретных характеристик. Приоритетное положение в его описании принадлежит характеристике физических данных (она содержится в каждом портретном описании), которые всегда имеют положительную оценку. Как правило, повествователь вводит характеристику черт лица («кудри черные, очи соколиные, брови соболиные», «кровь с молоком»), указывает размеры тела (обычно большие), рост («рослый», «ростом взялся»), особенности телосложения («статный»). Довольно часто портретная характеристика содержит только оценку физических данных, без какой-либо детализации портрета («лицом красив», «красавец, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать»). При этом повествователь акцентирует внимание на внешней привлекательности героя: 1) государь посадил его за стол, а сам на него смотрит-дивуется: славный молодец – и лицом красив, и умом смышлен, и ростом взял; никто не подумает, что ему десять лет, всякий двадцать даст, да еще с хвостиком»; 2) «Глянула на него красна девица – другого такого красавца во всем свете не сыскать!»; 3) «Королевич был всем хорош – и лицом, и нравом». 4) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич – и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали; он красным девушкам во сне снился».
Анализ материала показал, что все элементы портретной характеристики героя несут положительную оценку. Герой предстает в сказке как идеальный, исключительный персонаж. Вероятно, причину подобного изображения следует искать в специфических свойствах фольклорно-языковой картины мира, а именно в идеализации. Общепризнанным является тот факт, что действительность, отображенная в фольклоре, имеет идеализированный характер (В.Е. Гусев, И.А. Оссовецкий, Е. Никитина). Очевидно, в этом же ключе дается и изображение героя: в представлении его черт как идеальных отражаются народные ценностные установки.
Иногда к характеристике физических данных прибавляется характеристика умственных способностей («умный», «умом смышлен»). Очевидно, так подчеркивается зрелость героя, его способность самостоятельно принимать решения.
Зачастую портрет содержит возрастную характеристику. Она дается в сопоставлении с количеством времени, прожитого героем («молодой»). Тем самым акцентируются физические качества человека. Молодому герою свойственны физическая сила, способность к активной деятельности.
При описании царевны доминирующей является характеристика физических данных, а именно репрезентация внешности. Портретная характеристика при этом может содержать следующие элементы:

  1. устойчивые формулы и сочетания со значением предельно привлекательной внешности;
  2. цветовую характеристику.
Наиболее распространенным случаем при описании царевны является представление физических данных в общем, без какой-либо детализации портрета. С этой целью используются устойчивые формулы типа «такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать» (вариант: «ни в сказке сказать», «ни вздумать, ни взгадать, «невиданной красоты», «красоты неописанной»):
  1. «Утром приезжает королевна – лошади белые, и сама вся чистая, да такая красавица, что и вообразить лучшей нельзя».
  2. «Подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая – такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать».
  3. Открыл огонь – а перед ним девица красоты неописанной.
Особого внимания заслуживают содержащиеся в портрете героини и царевны цветовые характеристики, т.е. характеризующие конструкции с номинациями цвета в их составе (алый, белый, красный):
  1. Шел-шел – стоит медный дворец; он во дворец, встречает его младшая королевна – краше цвета алого, белей снегу белого. 
Описание указанных персонажей складывается из следующих элементов: 1) характеристики физических данных (роста, размеров тела, особенностей внешности); 2) возрастной характеристики.
Основная тенденция в описании антагониста, дарителя и помощника – стремление повествователя посредством определенных характеристик маркировать их принадлежность к иному миру. Этой цели служат гиперболизированно большой или малый рост.
Большой рост репрезентируется сочетаниями «росту сметы нет», «ростом с лесом ровен», «с лес долиной», «голова на покути, ноги на печке» или в целом «великан», «большущий», «громадный», «как копна», «высокого росту», «высочайший», «словно каменная гора»:
  1. «Подъезжает к тридесятому государству, на рубеже дикий человек стоит – ростом с лесом ровен, толщиной словно копна большая, в руках держит коренастый дуб. Говорит великан Ивану-царевичу: «Куда, червяк, едешь?».
  2. «В чистом поле – сарацинский богатырь на коне как копна сидит».
Для обозначения малого роста служат сочетания «сам с ноготь», «с перст», «от земли не видать», «мужичонко-с-кулачонко» и лексемы «мал», «маленький»:
  1. Тут попадается ему навстречу мужичок сам с перст, усы на семь верст».
  2. Вдруг приходит туда старик сам с ноготок, борода с локоток.
В сказках у героев встречается диспропорция размеров частей тела.
У антагониста-карлика – диспропорционально большие по отношению к размерам его тела усы и борода («усы на семь верст», «борода с локоть»), у помощника наряду с большим ростом отмечается аномальная величина его усов («великан с огромными усами, на усах вачеги висят», «рыбу ловит усом»), у дарителя (обычно бабы-яги) квантифицируется чаще размеры груди и носа, реже -ушей и губ (В.А. Черванева):
  1. «Не через долгое времени приходит к царю мужичок сам с ноготь, борода с локоть, и подает письмо за тремя черными печатями от Водяного царя».
  2. «Вышел он на землю и пошел по берегу – попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах вачеги висят – после дождя сушит».
  3. «Входит туда, а в избушке лежит баба-яга – из угла в угол, губы на грядке, нос в потолок».
  4. «Вошел в избушку Иван гостиный сын, а там лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, титьки через грядку висят».
В сказках встречается описание возраста – старость.
С этой целью используются лексемы с общим значением старости («старик/старуха», «старичок», «старичонко», «старый/старая») и признаками старости седине («седой как лунь») и беззубости («беззубая»). В.А. Черванева полагает, что старость антагониста, дарителя и помощника – «один из признаков, отличающих их от героя, т.е. персонажа из класса «свой».
В сказка описывается внешность с помощью различных материалов.
Как правило, какая-нибудь часть тела указанных персонажей является костяной, металлической или глиняной: «костяная нога», «руки железны, голова чугунна, сам медный», «борода золотая, на голове волосы серебряные», «нога глиняная». Например, «один раз поехал на охоту; только выехал за жило – неоткуда взялся мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный».
Поведение героя в сказке всегда оценивается положительно. Эталонность распространяется на весь образ героя, что и отражается в его портретной характеристике, в репрезентации его внешности как идеальной (все элементы его портретной характеристики несут положительную аксиологическую оценку). Изображение царевны дается в этом же ключе, поскольку она является партнером героя по браку. Типовым средством воплощения этих представлений служат фольклорные формулы со значением «очень хороший» («красавец/красавица, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать»).
Все сказанное выше свидетельствует о том, что портретная характеристика персонажей во многом обусловлена картиной сказочного мира, отразившего мировидение и миропонимание народа.
Со временем элементы портретной характеристики персонажей были специализированы сказкой в соответствии с функцией последних в сказочной картине мира и в закреплении функциональных признаков описания, которые фиксируют внимание на качествах персонажа, позволяющих ему выполнить закрепленную за ним сказочную акцию. Для героя таковыми являются умственные способности, свидетельствующие о его зрелости; физическая сила. Для помощника, дарителя и антагониста – необычные способности, которые в народном сознании закреплены за представителями «иного» мира. Введение персонажа этого локуса провоцирует осуществление сказочных акций, связанных с применением сверхъестественной силы.

Экзаменационный билет № 23

  1. Способы преодоления жизненных трудностей в текстах сказок.
  2. Применение сказок для психологической коррекции детских страхов.

Экзаменационный билет № 24

  1. Способы развития социального интеллекта в текстах сказок.
  2. Применение сказок для психологической коррекции отклонений в поведении.

Экзаменационный билет № 25

  1. Психология личностного успеха в сказках. Образ сказочного героя-победителя.
  2. Применение сказок для психологической коррекции детско-родительских отношений.

Экзаменационный билет № 26

  1. Типология полоролевого поведения мужчин в русских народных сказках.
  2. Возможности применения сказкотерапии при психологическом консультировании супружеских пар.

Экзаменационный билет № 27

  1. Типология полоролевого поведения женщин в русских народных сказках.
  2. Возможности применения текста русских былин при оказании психологической помощи взрослым и детям.

Экзаменационный билет № 28

  1. Психологическая характеристика современных фэнтези. Сказкотерапия и кинотерапия.
  2. Возможности применения сказок о животных при оказании психологической помощи детям.

Экзаменационный билет № 29

  1. Возрастной аспект применения сказкотерапии.
  2. Применение сказок в постановках детского психологического театра.

Экзаменационный билет № 30

  1. Сказки и притчи: основные различия и особенности применения в сказкотерапии.
  2. Возможности применения психодиагностических проективных методик в процессе сказкотерапии детей и взрослых.