О себе

ЗАЩИРИНСКАЯ ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», член Координационного совета Общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество», действительный член Общероссийской общественной организации «Профессиональная психотерапевтическая лига», член Европейской ассоциации коучинга (в России).

В настоящее время

  • работает на факультете психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры педагогики и педагогической психологии;
  • психотравматолог, постоянно практикующий психолог;
  • проводит с детьми консультационные и коррекционно-развивающие занятия, а также разрабатывает психотехнологии по оказанию психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении и общении;
  • научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика»;
  • профессор кафедры психологии в Частном образовательном учреждении высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия» (совместитель);
  • научный руководитель магистерской программы «Психологическое сопровождение детей и взрослых с психической травмой» в Частном образовательном учреждении высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия».

Автобиографические сведения

  • Дата рождения: 24 августа 1969 года. Родилась в Ленинграде.
  • В 1986–1991 гг. – очное обучение на факультете коррекционной педагогики, кафедра олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Закончила вуз с отличием. Специализация «Учитель и логопед вспомогательной школы. Олигофренопедагог дошкольных учреждений».
  • 1991–1994 гг. – очная аспирантура по специальности 19.00.10 – «Коррекционная психология» в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.
  • 1994 год – ассистент кафедры специальной психологии по специальному факультету Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 1995 год – старший преподаватель кафедры специальной психологии по специальному факультету Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 1996 год – защитила кандидатскую диссертацию в Институте коррекционной педагогики РАО г. Москва. Тема диссертации «Динамика психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении» по научной специальности 19.00.10 – коррекционная психология.
  • 1996 год – принята на должность доцента кафедры специальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 1993–1997 гг. – заместитель директора по опытно-экспериментальной работе общеобразовательной школы № 290 Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Научный руководитель проекта по созданию концепции формирования навыков общения у учащихся в процессе обучения.
  • 1996–1999 гг. – научный руководитель проекта для специалистов дошкольного образования «Step by step», программа «Сообщество», фонд Дж. Сороса.
  • Научная и преподавательская деятельность постоянно сочетается с практической работой.
  • 1997–1999 гг. – научный руководитель специальных (коррекционных) образовательных учреждений Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.
  • 1997–2000 гг. – научный руководитель школы-центра № 657 по диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии Приморского района г. Санкт-Петербурга по разработке концепции развития школы «Социализация – через общение и труд».
  • В 1999 году Приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета награждена памятной медалью Санкт-Петербургского государственного университета за вклад в развитие университета.
  • 1999 год – присвоено ученое звание доцента по кафедре специальной психологии.
  • С 2000 г. по 2017 г. – Исполнительный директор общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество» (региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»).
  • 2002 г. – награждена дипломом победителя (I степень) конкурса «Лучший преподаватель года» Некоммерческой благотворительной организацией «Благотворительный Фонд В. Потанина» среди всех факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.
  • 2009 г. – докторант (очная докторантура) факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
  • С 2010 г. – научный консультант ГОУ средней общеобразовательной школы № 237 Красносельского административного района Санкт-Петербурга. Тема научно-экспериментальной работы: «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы».
  • 2010–2011 гг. – победитель программы индивидуальных грантов для преподавателей государственных высших учебных заведений России «Преподаватель он-лайн» Некоммерческой благотворительной организации «Благотворительный Фонд В. Потанина».
  • 2011 г. – с отличием закончила двухгодичный курс в Институте психотравмы г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig). Получила номерной сертификат международного образца психолога-консультанта по психотравме (Counsellor for Psychological Trauma, рег. № Ru-S/11/8).
  • С 3 июля 2011 г. – продолжила обучение в Институте психотравмы г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig) с целью сдачи квалификационного экзамена на сертификат психотерапевта по работе с психической травмой у детей и взрослых. Успешно закончила обучение с получением сертификата немедицинского психотерапевта по оказанию помощи детям и взрослым с психической травмой (рег. № Ru-9/11/8).
  • В 2012 г.  – продолжила консультирование и супервизию в Институте психотравмы г. Лейпциг, Германия (The Trauma Institute Leipzig), получила сертификат тренера-консультанта по обучению специалистов приемам оказания помощи детям и взрослым с психической травмой в рамках немедицинской психотерапии (рег. № Ru-Gr/12/1).
  • Психолог-консультант Европейского реестра по оказанию помощи детям и взрослым с психической травмой (Counsellor for Psychological Trauma. The Trauma Institute, Leipzig certificate № Ru-S/11/8 ). Психотерапевт по психической травме (Therapist for Psychological Trauma . Trauma Institut е, Leipzig , certificate №  Ru - G /11/24, Германия). Сертифицированный тренер по обучению психологов теории и практики психической травмы ( Trauma Institut е, Leipzig , certificate №  Ru -Gr/12/1, Германия).
  • С 2012 года – научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика» (http://psycho-mir.ru/).
  • В 2013 году защитила докторскую диссертацию по научной специальности 19.00.04 – медицинская психология на тему: «Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация».
  • 2014 г. – удостоена Европейского сертификата в области психологии «EuroPsy » (рег. № RU-007962-201401) European Federation of Psychologists ’ Associations ( EFPA).
  • 2014 г. – получатель целевого поступления – пожертвования на обновление, расширение технических возможностей персонального сайта (http://psychosuccess.ru/) для использования в учебном процессе от Некоммерческой благотворительной организации «Благотворительный фонд В. Потанина.
  • В 2015–2016 гг. – повышала свою квалификацию в области психотравматологии в Кёльнском институте психотравматологии (Deutsches Institut für Psychotraumatologie, Кёльн, Германия), основанном Готтфридом Фишером (120 часов). Сертифицированный психотравматолог.
  • С 2019 г. – профессор кафедры психологии в Частном образовательном учреждении высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия» (по совместительству).
  • В 2020 г. – закончила обучение по программе магистратуры – направление подготовки 37.04.01 Психология. Диплом магистра с отличием № 228 от 28 декабря 2020 г. Магистр психологии. Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия». Лицензия № 0992 от 07 мая 2014 г. г. Санкт-Петербург.
  • С 2020 г. – научный руководитель магистерской программы «Психологическое сопровождение детей и взрослых с психической травмой» в Частном образовательном учреждении высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия».

Участие в работе экспертных советов и групп

  1. Работа в качестве члена профильной комиссии по медицинской психологии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Распоряжение комитета по здравоохранению № 201-р от 19.04.2021 г. (https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/727070313).
  2. Председатель диссертационных советов или член диссертационных советов в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» на регулярной основе (https://disser.spbu.ru/).
  3. Постоянно действующий рецензент американского журнала «Current Psychology». ISSN печатной версии: 1046-1310. ISSN онлайновой версии: 1936-4733. Входит в базу данных Scopus и Web of Science.
  4. Участник рабочей группы АНО «София» по реализации общественных проектов и инициатив, поддерживаемых государственными субсидиями в области культурного и психического потенциала человека в современном обществе Санкт-Петербурга.
  5. Общероссийская профессиональная терапевтическая Лига. Член Этической комиссии. Санкт-Петербург, с 25.12.2019 г. по настоящее время. Работа в рабочих группах в качестве действительного члена Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (https://oppl.ru/o-nas/deystvitelnyie-chlenyi-ppl.html).
  6. Работа в рабочих группах в качестве члена Координационного совета Общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество».
  7. Участие в работе редакционной коллегии международного научного журнала «Луриевский журнал» (https://lurian.urfu.ru/ojs/index.php/lurian/about/editorialTeam).
  8. Участие в работе редакционной коллегии журнала «Медицинская психология в России» по направлению «Психология» (http://medpsy.com/mprj/sowet/redkolpsy.php).
  9. Участие в работе редакционном совете журнала «Вестник русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки. Русская христианская гуманитарная академия» (https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=76651).
  10. Участие в рабочих группах Европейской ассоциации коучинга в России.
  11. Участие в работе редакционной коллегии по психологическим наукам журнала «Общество: Социология. Психология. Педагогика» (http://dom-hors.ru/redakcionniy-sovet-nauchnogo-zhurnala-obschestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika/).
  12. Приглашенный эксперт БУ «Игримский политехнический колледж» в области внедрения основ инклюзивного образования в колледже. п. Игрим, Тюменская обл., 2021 г.

Сфера научных интересов – исследования в области клинической, специальной (коррекционной) психологии, педагогики, психодиагностики. Дети и подростки с нарушением интеллекта. Учащиеся «группы риска» в школе: трудности в усвоении чтения, письма, социально-эмоциональные проблемы, затруднения в общении. Психология общения детей с нарушением интеллекта. Психологическое сопровождение детей в инклюзивном образовании. Когнитивные нарушения у детей и подростков. Психотравматология: психические травмы межличностных отношений. Нарушение общения.

Проведены научные исследования в рамках 11 научно-исследовательских проектов (грантов), получивших финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных научных исследований, Российского научного фонда:

  1. грант РГНФ, 2004–2006 гг., № 04-06-00395а «Нарушения интеллекта у детей и возможности общения» (руководитель);
  2. грант РГНФ, 2007–2009 гг., № 07-06-00382а «Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников» (исполнитель);
  3. грант РФФИ, 2007–2008 гг., № 07-06-00047 «Многомерные модели коммуникативных стратегий младших школьников и педагогических стереотипов» (исполнитель);
  4. грант РГНФ, 2008–2009 гг., № 08-06-12117в «Создание информационной системы «Экспериментальные исследования в психологии» (исполнитель);
  5. грант РГНФ, 2008–2010, № 08-06-00489а «Вытеснение угрожающей информации: изучение возможностей измерения неосознаваемого страха» (исполнитель);
  6. грант РГНФ, 2010–2012 гг., № 10-06-00058а «Стили общения школьников с нарушением интеллекта» (руководитель);
  7. грант РГНФ, 2011–2013, № 110600289а «Когнитивное моделирование эмоционально-мотивационных и познавательных аспектов процесса переработки информации: исследование на человеке и модели» (исполнитель);
  8. грант РГНФ, 2011–2013 гг., № 11-06-00240а «Психологические факторы воровства у младших школьников с нарушением интеллекта» (исполнитель);
  9. грант РНФ, 2014–2018 гг., № 14-18-02135 «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов» (исполнитель);
  10. грант РФФИ, 2017–2019 гг., № 17-06-00989 ОГОН «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста» (исполнитель);
  11. грант РФФИ, 2020–2022 гг., № 20-013-00312 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3–4 лет» (исполнитель).

Учебная деятельность

Разработка и реализация программ по различным учебным дисциплинам: «Методика преподавания психологии», «Психология» и пр. на разных факультетах ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Регулярная модернизация учебных курсов:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология агрессии и насилия в семье и школе». ООП в рамках направления подготовки магистратуры «Психология образования». Регистрационный номер программы: 043599. Утверждена УМК по УГСН 37.00.00 Психологические науки. Протокол № 05/2.1/37-03-11 от 31.08.2021 г.
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и техники психологического консультирования в образовании». ООП в рамках направления подготовки магистратуры «Психология образования». Регистрационный номер программы: 043593. Утверждена УМК по УГСН 37.00.00 Психологические науки. Протокол № 05/2.1/37-03-11 от 31.08.2021 г.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» по основной образовательной программе высшего образования в рамках направления подготовки специалитета «Клиническая психология». Регистрационный номер рабочей программы: 023659. Утверждена УМК по УГСН 37.00.00 Психологические науки. Протокол № 05/2.1/37-03-11 от 31.08.2021 г.

Разработка новых рабочих программ учебных дисциплин:

  1. Разработка рабочей программы учебной дисциплины «Основы психокоррекции и коррекционно-развивающей работы в условиях традиционного и цифрового образования». ООП в рамках направления подготовки магистратуры «Психология образования». Регистрационный номер программы: 069271. Утверждена УМК по УГСН 37.00.00 психологические науки. Протокол № 05/2.1/37-03-11 от 31.08.2021 г.

Публикационная активность

Автор более 300 научных и учебно-методических публикаций . Из них написаны главы в монографиях «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы» (1992), «Школа без наркотиков» (1999). Соавтор учебно-методических пособий «Основы коммуникации» (1995), «Азбука общения» (1998), «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Развитие пространственных и временных представлений» (2004). Автор учебного пособия «Психология в гостях у сказки. Психологические техники: сказкотерапия» (2001), «Психология детей с задержкой психического развития» (2007). Соавтор монографий «Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте» (2009), «Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей» (2010).  Автор монографии «Семья и ребенок с трудностями в обучении» (2010). Автор книги «111 баек для педагогов» (2013). Автор учебно-методического пособия «Сказкотерапия в работе психолога» (2016). Автор учебного пособия «Психическая травма в межличностных отношениях» (2021).

Индекс Хирша в РИНЦ – 18.

Индекс Хирша по ядру РИНЦ – 6.

Индекс Хирша в Scopus – 10.

Индекс Хирша в Web of Science – 2.

Награды

  1. Победитель IV Международного первенства «Качество образования 2020/2021» (диплом № МПО-2021-01056) – «1 место» в качестве научного руководителя Лыковой Марии Кирилловны, студента 4 курса образовательной программы 37.00.00 «Психологические науки – бакалавриат», 37.03.01 «Психология». Москва, 20.11.2020 г. (2020).
  2. Победитель IV Международного первенства «Качество образования 2020/2021» (диплом № МПО-2021-01057) – «1 место» в качестве научного руководителя аспиранта Белимовой Полины Андреевны. Москва, 20.11.2020 г. (2020).
  3. Победитель IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов « University teacher – 2018» . 1 место в разделе «Психологические науки», II ступень (доценты). Номинация «Компетенции реализации учебного процесса». Проект: «Основы психотравматологии: видеолекция» (2018).
  4. Лауреат XVIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества». Проект «Международная научно-практическая конференция «Клиническая психология в системе психосоциальной и медицинской реабилитации», 12–14 октября 2017 г. (2018).
  5. Победитель XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года»: комплексная программа диагностики детей группы «педагогического риска» «Дифференциальная диагностика учащихся в условиях инклюзивного образования» (http://psycho-mir.ru/news/itogi-xvii-natsionalnogo-psikhologicheskogo-konkursa) (2016 год);
  6. Лауреат XV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике». Проект «Школа успеха: школа как образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов» (модель инновационной деятельности школы). (2014).
  7. Награждена памятной медалью Санкт-Петербургского государственного университета «За вклад в развитие университета» (1999 год).