Главная / Студентам / Психологическое консультирование
Рабочая программа учебной дисциплины Теория и техники психологического консультирования в образовании.
Основные принципы психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Определение консультативного контакта.
Структура психологического консультирования. Факторы, влияющие на процесс консультирования. Первая встреча с клиентом. Установление контакта. Формулирование запроса. Исследование проблемы клиента. Завершение консультационного процесса.
Экзистенциально-гуманистический и когнитивно-бихевиоральный подход в консультировании. Психодинамический подход. Травматерапия. Арт-терапия. Основные представления о EMDR-терапии и гипнотерапии. Базовые методы психологического консультирования. Понятие о специфических методах психологического консультирования в различных подходах и направлениях оказания помощи детям и взрослым.
Основные принципы и методы работы в рамках экзистенциально-гуманистического и когнитивно-бихевиорального подходов. Специфические методы оказания помощи детям и взрослым с психическими травмами. Базовые консультационные техники.
Жалобы родителей и педагогов на трудности в общении с детьми. Психологические подходы к работе с детско-родительскими отношениями в рамках различных теорий. Детский опыт в родительской семье и его влияние на установки в воспитании детей. Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности детей. Система воспитания и взаимодействие родителей с детьми. Помощь родителям при несогласованности родительских стратегий. Проблема взаимопонимания родителей и детей. Способы разрешения конфликтов: родителей и детей, педагогов и детей. Консультирование педагогических работников по вопросам межличностных отношений с детьми.
Психологические трудности дошкольников (страхи, заикание, нарушение сна, патологические привычки). Поведение родителей и помощь ребенку в преодолении трудностей (страхов, заикание, драчливость).
Типичные жалобы родителей и воспитателей к дошкольникам: причины, способы работы. Влияние воспитательных установок и представлений родителей на развитие детей дошкольного возраста. Основные направления работы психолога с родителями дошкольников и воспитателями.
Типичные виды проблем в школьном обучении и их возможные причины (плохая успеваемость, отставание по математике, отсутствие желания учиться). Методы работы с детьми, испытывающими трудности в этой области. Основные направления работы с родителями и педагогами по вопросам трудностей в обучении детей.
Типичные жалобы родителей и педагогов на трудности в общении с детьми (неорганизованный, упрямый, неуправляемый, драчлив, агрессивный, страхи, тревожный).
Основные направления работы психолога с родителями и педагогами.
Техники консультирования детей и подростков. Специфика психологического консультирования детей и подростков с психическими травмами.
Принципы работы и организация консультативной работы с педагогами. Особенности консультирования учителей. Виды запросов педагогов при обращении за психологической помощью:
- консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения.
- консультирование педагогов по вопросам проблем в обучении, поведения и межличностного взаимодействия учащихся.
- консультирование педагогов в ситуациях разрешения конфликтов в разных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др.
Основные стратегии консультационной работы психолога и педагогами.
.