Разделы программы

Главная / Специальная психология / Разделы программы

Предмет, задачи и методы специальной психологии

Исторический экскурс становления специальной психологии как науки. Современные представления о предмете специальной психологии. Разграничения предметных областей с другими отраслями психологии (нейропсихология, патопсихология, клиническая психология). Отрасли специальной психологии. Специальная психология в системе наук о человеке.
Характеристика объекта специальной психологии. Причины нарушений в развитии. Этиология разных форм первичного нарушения в психическом развитии.
Методы специальной психологии и особенности их использования в процессе изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Принципы проведения исследований в специальной психологии.
Современные подходы в изучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Терминология. Нормативно-правовая база оказания психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Современное понятие дизонтогенеза

Понятие о первичном нарушении в психическом развитии (дизонтогенезе). Болезнь и дизонтогенез. Проблема нормы и патологии в специальной психологии.
Различные модели психического развития как теоретические основы понимания феномена дизонтогенеза. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского как методологическая основа современных представлений о дизонтогенезе.
Сущность феномена дизонтогенеза и его основные свойства. Первичные и вторичные нарушения в структуре дизонтогенеза и их основные характеристики. Третичные нарушения и их особенности. Возрастной, функциональный и микрогенез психики и особенности их нарушений. Структура нарушенного развития и своеобразие процесса распада психики в детском возрасте. Соотношение спонтанного и направленного развития в дизонтогенезе. Типы функциональных связей и структура нарушенного развития. Гетерохронность и асинхрония развития. Хроногенность. Вектральность.
Системные нарушения в развитии ребенка. Пути возникновения нарушений в процессе формирования высших психических функций. Дивергентные и конвергентные типы развития. Нарушенное развитие и компенсаторные механизмы. Пространственно-временная организация протекания компенсаторных процессов. Психологические защитные механизмы и копинг-стратегии лиц с ограниченными возможностями здоровья. Биологические и социальные факторы в структуре компенсаторного процесса.

Психология лиц с нарушением интеллекта

Понятие об умственной отсталости. Определение умственной отсталости. Частота проявления умственной отсталости у детей в России и за рубежом. Формы умственной отсталости в Международной классификации болезней, психических и поведенческих расстройств (МКБ–10, 1992): легкая; умеренная; тяжелая; глубокая; другая; неуточненная. Причины возникновения. Проблемы этиопатогенеза. Биологические и социальные факторы в этиологии умственной отсталости. Проблемы этиологии атипичных, осложненных форм умственной отсталости. Декомпенсация. Деменция.
Подходы к дифференциации форм умственной отсталости. Формы умственной отсталости в зависимости от времени первичного поражения центральной нервной системы. Генетические формы умственной отсталости. Экзогенные формы умственной отсталости. Психологическая характеристика клинически недифференцированных форм умственной отсталости. Формы умственной отсталости в зависимости от прогноза течения болезни на фоне общего стойкого психического недоразвития. Формы умственной отсталости в зависимости от структуры нарушения: осложненные; неосложненные. Психологическая характеристика атипичных форм умственной отсталости.
Когнитивное развитие лиц с умственной отсталостью. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности у лиц с умственной отсталостью. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Своеобразие основных свойств внимания (концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объем). Особенности развития внимания при умственной отсталости.
Сенсорно-перцептивная деятельность умственно отсталых лиц. Особенности ощущений, восприятия и представлений у лиц с умственной отсталостью.
Развитие памяти, ее коррекционное значение при обучении умственно отсталых детей. Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Развитие и коррекция мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления. Недоразвитие речи при различной степени нарушения интеллекта.
Развитие личности умственно отсталых лиц. Особенности развития личности у умственно отсталых детей. Влияние общего интеллектуального недоразвития на характеристики личности. Личностные акцентуации при умственной отсталости.
Сознание и самосознание умственно отсталых лиц. Формирование самооценки и уровня притязаний. Трудности интеллектуальной регуляции эмоционально-волевых процессов у умственно отсталых лиц. Патология воли.
Деятельность умственно отсталых лиц. Соотношение целей, потребностей, интересов, мотивов деятельности у умственно отсталых людей. Нарушение целенаправленности деятельности, недоразвитие самоконтроля, саморегуляции, и критичности при оценке результатов деятельности. Снижение работоспособности, утомление, монотонность, нарушения в планировании деятельности.
Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых. Мотивация познавательной деятельности. Особенности различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, спортивной и пр.) у лиц с умственной отсталостью.
Понятие о задержке психического развития. Определение задержки психического развития. Основные классификации детей с задержкой психического развития. Специфические расстройства развития школьных навыков (МКБ–10, 1992). Современные подходы к терминологии.
Когнитивное развитие детей с задержкой психического развития. Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Свойства внимания. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Недостатки пространственного восприятия и характер затруднений в усвоении навыков письменной речи. Возрастная динамика процесса восприятия у детей с задержкой психического развития. Память и представления. Мышление и знания. Нарушения операционной стороны мышления. Недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности. Характер затруднений при осуществлении операций сравнения, обобщения, классификации, систематизации. Особенности переноса приемов мыслительной деятельности при выполнении новых заданий и решении задач. Неравномерный характер развития форм мышления. Характер трудностей в решении когнитивных задач. Речь и ее особенности.
Развитие личности детей с задержкой психического развития. Развитие личности в условиях задержанного развития. Общая клинико-психологическая и психолого-педагогическая характеристика личностных особенностей с задержкой психического развития. Роль семьи и родительских установок в развитии личности ребенка с задержкой психического развития. Формирование личности и межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Деятельность детей с задержкой психического развития. Недостатки целенаправленности деятельности детей с задержкой психического развития. Проблема мотивации. Действия по образцу и словесной инструкции. Импульсивность. Лишние действия. Хаотичность проб. Специфика поисковых действий. Низкий уровень навыков самоконтроля. Трудности оценки результатов выполненного задания. Речь как вспомогательное средство в реализации любого вида деятельности при задержке психического развития. Специфика перехода от наглядно-практических действий к мыслительным операциям. Характер необходимой помощи в организации деятельности ребенка с задержкой психического развития (стимулирующая, направляющая, обучающая). Специфика обучаемости ребенка с задержкой психического развития.

Психология лиц с нарушением зрения

Понятие о нарушениях зрения. Количественные и качественные изменения в процессе психической деятельности у слепых и слабовидящих. Понятие о тотальной и частичной слепоте. Слабовидящие. Рано и поздно ослепшие. Психические нарушения, сопутствующие слепоте. Влияние слепоты на различные структурные компоненты психики. Характеристика психического отражения при глубоких нарушениях зрения.
Когнитивное развитие лиц с нарушением зрения. Влияние потери зрения на процесс познания. Познавательные процессы при слепоте и слабовидении. Внимание в условиях нарушения зрения. Роль внимания в познавательной деятельности слепых.
Психофизиологические закономерности ощущений при слепоте и слабовидении. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих. Роль остаточного зрения в учебной и трудовой деятельности инвалидов по зрению.
Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения. Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия, особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих Роль осязания в деятельности слепых.
Представления и память слепых и слабовидящих. Специфические особенности процессов памяти слепых и слабовидящих. Виды и типы памяти при слепоте. Мышление и речь в условиях нарушенного зрения. Мышление и его роль в компенсации и коррекции слепоты и слабовидения. Влияние слепоты на речевую деятельность. Воображение слепых и слабовидящих. Роль воображения в процессе компенсации. Пространственная ориентация слепых. Роль сохранных органов чувств в ориентировке слепых. Топографические представления слепых и особенности их формирования. Ориентировка в большом и малом пространстве.
Развитие личности у лиц с нарушением зрения. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному дефекту. Характер и динамика потребностей личности при слепоте. Своеобразие мотивационной сферы личности. Проблема взаимосвязи зрительной патологии с формированием личности.
Деятельность лиц с нарушением зрения. Деятельность при нарушениях зрения. Роль и значение деятельности в процессе компенсации слепоты и слабовидения. Своеобразие формирования умений и навыков у лиц со зрительной патологией. Особенности предметной деятельности слепого ребенка. Своеобразие игровой деятельности у детей с нарушениями зрения. Психологические особенности учебной деятельности слепых школьников. Профориентация и выбор профессии у школьников с нарушениями зрения. Тифлотехнические средства в процессе учебной и трудовой деятельности лиц с нарушениями зрения. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению.

Психология лиц с нарушением слуха

Понятие о нарушениях слуха. Причины возникновения нарушения слуха. Классификации нарушений слуха. Общие и специфические закономерности психического развития при нарушении слуха.
Когнитивное развитие лиц с нарушением слуха. Познавательная сфера детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания и его свойств у детей с нарушением слуха. Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов.
Особенности зрительных ощущений и восприятий детей с недостатками слуха. Роль речи в развитии зрительного восприятия. Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия. Особенности вибрационной чувствительности у глухих, ее развитие.
Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха. Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха. особенности запоминания слов, предложений, текстов.
Общие и специфические закономерности развития мышления у детей с нарушением слуха. Мыслительная деятельность детей с нарушением слуха. Формирование речи как средства мыслительной деятельности. Речевое развитие детей с нарушениями слуха. Использование и развитие остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха. Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дактильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом развитии глухих. Их место в системе воспитания и обучения неслышащих.
Развитие личности у лиц с нарушением слуха. Роль речи в формировании личности ребенка с нарушением слуха. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих.
Индивидуально-психологические особенности личности детей с нарушением слуха. Темперамент. Характер, своеобразие черт характера детей с нарушением слуха. Особенности эмоционально-волевой сферы. Эмоциональное общение глухих детей со слышащими и глухими родителями. Волевые качества и их воспитание у лиц с нарушением слуха. Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к нарушению. Личность как субъект межличностных отношений. Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих. Специфика межличностных отношений с окружающими людьми.
Деятельность лиц с нарушением слуха. Особенности деятельности лиц с нарушенным слухом. Формирование умений и навыков. Особенности предметно-трудовой и игровой деятельности. Учебная деятельность. Ее роль в умственном развитии ребенка с нарушением слуха. Трудовая деятельность. Особенности формирования двигательных навыков, трудовых операций у учащихся с нарушением слуха. Роль уроков предметно-практического обучения как специально организованной деятельности в психическом развитии глухих и слабослышащих детей.

Психология лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата

Понятие о нарушениях опорно-двигательного аппарата. Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Миопатии как группа нервно-мышечных заболеваний с характерной утомляемостью, слабостью мышц, снижением мышечного тонуса, атрофией мышц. Классификация миопатий в зависимости от причинного фактора: прогрессирующая наследственная мышечная дистрофия, эндокринные миопатии (заболевание желез внутренней секреции) и метаболические миопатии (нарушение обмена веществ). Миодистрофия Дюшена-Беккера – нервно-мышечное заболевание, связанное с нарушенным синтезом белка, стабилизирующего мембрану мышечных клеток. Наследственное заболевание по рецессивному типу, сцепленному с X-хромосомой. Сколиозы и травмы опорно-двигательного аппарата. Формы детского церебрального паралича. Когнитивное развитие лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мышление детей с детским церебральным параличом. Влияние различных форм детского церебрального паралича на развитие мыслительной деятельности ребенка. Память и внимание детей с детским церебральным параличом. Роль нарушений восприятия в когнитивном развитии детей с детским церебральным параличом.
Восприятие и его роль в познавательной деятельности детей с детским церебральным параличом. Проблемы пространственной ориентировки у детей с детским церебральным параличом.
Роль различных видов речи для развития и обучения детей с патологией опорно-двигательного аппарата.
Развитие личности лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Личность ребенка и подростка с детским церебральным параличом. Проблема адаптации личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата к различным социальным условиям и профессиональной деятельности.
Деятельность лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специфика игровой и учебной деятельности детей с детским церебральным параличом. Проблемы самоконтроля в учебной и трудовой деятельности. Деятельность как средство коррекции психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Специфические трудности учебной деятельности у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Психология детей с нарушением эмоционально-волевой сферы

Современное понятие о нарушениях аутистического спектра (МКБ–10, 1992). Асинхронное развитие. Искаженное развитие. Ранний детский аутизм. Формы раннего детского аутизма. Особенности развития когнитивной сферы у детей с ранним детским аутизмом. Специфика развития личности при раннем детском аутизме (РДА). Личностные и коммуникативные проблемы детей с аутизмом. Особенности игровой деятельности детей с аутизмом: «параллельная» игра или «игра рядом». Своеобразие предметных, исследовательских действий детей с аутизмом. Игра как средство коррекции и арт-терапии детей с аутизмом.
Понятие о синдроме гиперактивности и нарушении внимания (МКБ–10, 1992). Вариативность проявления гиперактивности и нарушения внимания у детей. Специфика нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с синдромом гиперактивности и нарушения внимания. Прогноз психического развития и обучения детей с синдромом гиперактивности и нарушения внимания. Современные подходы к оказанию психологической помощи лицам с синдромом гиперактивности и нарушения внимания. Синдромом гиперактивности и нарушения внимания как социальная проблема.

Психология лиц со сложным дефектом

Нарушения когнитивной сферы у лиц со сложным дефектом. Проблемы личности у лиц со сложным дефектом. Учет личностных особенностей детей со сложным дефектом при выборе коррекционных стратегий оказания комплексной помощи в обучении. Личность и компенсаторные возможности социализации детей со сложным дефектом. Деятельность детей со сложным дефектом. Проблемы обучения, воспитания и социализации лиц со сложным дефектом. Компенсаторные когнитивные возможности для психолого-педагогической коррекции лиц со сложным дефектом.

Прикладные аспекты специальной психологии

Современные подходы в диагностике. Научные исследования. Методы специальной психологии и особенности их использования в процессе изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация и проведение научно-экспериментальных исследований в области специальной психологии. Принципы проведения исследований в специальной психологии. Количественный и качественный подходы в изучении детей с нарушениями в развитии.
Современные психодиагностические технологии в воспитании и обучении детей в специальных (коррекционных) учреждениях.
Диагностические технологии в работе специального психолога. Проблемы раннего выявления нарушений в развитии у детей. Методы диагностики отклонений в раннем развитии детей. Специфика использования психологических методов при изучении детей с различными отклонениями в развитии.
Специфика диагностики в условиях интегрированного обучения. Современные тенденции в изучении личностного развития, самосознания, защитных личностных механизмов и коппинг-стратегий у детей в различных условиях обучения.
Психологическая помощь и коррекция. Психологическая помощь и сопровождение в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Участие психолога в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специфика психологического сопровождения в условиях интегрированного обучения. Психологический компонент в выборе образовательного маршрута ученикам с первичными нарушениями в развитии.
Психологические основы семейного воспитания и сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психологическая помощь ребенку и его семье. Коррекционная помощь и гармонизация внутрисемейных отношений. Психологическое сопровождение семейного воспитания.
Психологическая коррекция. Планирование работы психолога в учреждениях системы специального образования. Составление психологических характеристик и рекомендаций. Технология разработки коррекционно-развивающих программ.