Консультирование взрослых по вопросам детей дошкольного возраста

Консультирование взрослых по вопросам детей дошкольного возраста

Особенности организации и проведения социально-психологического консультирования с родителями

Социально-психологическое консультирование родителей занимает важное место в профессиональной деятельности психолога ДОУ.

Под социально-психологическим консультированием мы понимаем работу с родителями, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством взаимодействия является организованная определенным образом беседа.

Целью социально-психологического консультирования является оказание психологической помощи родителям воспитанников, направленной на сохранение психологического здоровья их детей.

Задачами социально-психологического консультирования мы считаем:

  1. повышение психологической компетентности родителей воспитанников ДОУ;
  2. создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях воспитанников ДОУ;
  3. формирование навыков позитивного поведения в сложных семейных ситуациях.

Наша деятельность основана на убеждении в том, что каждый физически или психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими психологическими проблемами. Мы оказываем помощь родителям в определении сути проблемы и выборе путей ее решения, опираясь на собственные силы и возможности. Психологическое консультирование базируется на информации, полученной от родителей, и ее тщательном анализе. Это позволяет понять проблемы семьи: проблемы в поведении ребенка, неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств, особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками, симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия. Успех консультирования во многом зависит от того, насколько профессионально мы сможем выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации.

Наша задача – выявить, с одной стороны, причины возникших в семье трудностей, часто скрытых от сознания родителей, с другой – предложить выход из сложившейся ситуации. При решении этой задачи следует учитывать представления родителей о своем ребенке и характер их взаимодействия с последующим обсуждением требований, которые взрослые предъявляют детям.

Психологическое консультирование семьи в ДОУ базируется на следующих этических принципах:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к родителю – комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родитель чувствовал себя спокойно и комфортно.
  2. Ориентация психолога на нормы и ценности родителя, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителю быть искренним и открытым.
  3. Запрет давать советы – психолог, несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителю, в частности, потому, что жизнь родителя и контекст ее протекания уникальны и непредсказуемы, и родитель является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности, в способах выстраивания отношений с родителем, а также в теории психологической помощи.
  4. Анонимность – никакая информация, сообщенная родителем психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений – это принцип, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи.
  6. Ориентация психолога на уникальность и ценность ребенка. Соблюдение интересов ребенка. В беседе с родителями следует не только раскрыть психологическую структуру проблем ребенка, но и указать его положительные качества

Индивидуальные и групповые консультации в ДОУ комбинируются с другими формами и методами психологической помощи (тренингами, родительскими всеобучами, родительскими собраниями, стендовой информацией, семинарами-практикумами и др.)

Обозначим поводы для проведения психологической консультации в ДОУ:

1) удовлетворение запросов родителей;

2) помощь при переживании острой ситуации;

3) реализация плана консультативной деятельности.

Рассмотрим формы организации консультирования в ДОУ.

Таблица 1.

Формы организации социально-психологического консультирования родителей

Формы общения

Формы организации консультирования

Цель

Коллективные

Родительские собрания

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Круглые столы

Тематические семинары

Тематические консультации

Тренинги – решение проблемных ситуаций

Совместные детско-родительские мероприятия

Дни открытых дверей

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах деятельности ДОУ

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Индиви-дуальные

Индивидуальное консультирование

Изучить особенности семьи дошкольника

Ящик обратной связи

Педагогические беседы

Посещение семьи

Наглядно-информацион-ные

Оформление постоянных информационных стендов

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах деятельности дошкольного учреждения, особенностей воспитания детей.

 

Записки

Информационный листок

Доска объявлений

Газета

Тематические выставки

 

Представим этапы консультативной деятельности [6], реализуемые в ДОУ Весь процесс психологического консультирования родителей в ДОУ можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим (см. таблица 2)

Таблица 2.

Этапы консультативной деятельности

Этапы консультативной деятельности

Задача

Метод

Позиция психолога-консультанта

Первичная беседа

Создать условия для доверительного контакта. Понять, как видит проблему родитель

Активное слушание

Стимулирующая

Анализ первичных данных

Сформулировать предположительную психологическую проблему

Анализ данных протокола беседы. Уточняющие вопросы

Активная

Формулирование запроса

Помочь родителю сформулировать запрос и ожидания

Наводящие вопросы. Незаконченные предложения

Направляющая

Диагностика

Уточнить психологическую проблему. Определить индивидуальные особенности консультируемого

 

Тестирование. Анкетирование

Стимулирующая

Анализ результатов

Нарисовать объективную картину состояния личности клиента. Выявить причины возникшей проблемы

Беседа

Активная. Направляющая

Выбор эффективных методов коррекции

Способствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблем

Совместная деятельность (изучение литературы, моделирование ситуации, составление программы коррекции)

Активная. Направляющая

Реализация программы коррекции

Способствовать решению проблемы клиента

Отслеживание динамики (ведение дневника). Анализ

Стимулирующая

Внесение изменений в программу коррекции

Способствовать решению проблемы клиента

Анализ изменений

Стимулирующая. Направляющая. Подкрепляющая

Подведение итогов консультативной работы

Способствовать формированию ответственной позиции родителя

Беседа. Перспективное планирование

Стимулирующая

 

 

Рассмотрим те наиболее часто встречающиеся психологические проблемы современной семьи, в связи с которыми организуется социально-психологическое консультирование в ДОУ.

1) Взаимодействие в семье организуется по типу «ребенок – кумир семьи» -  удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Возникает нарушение эмоциональной децентрации – способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Ребенок с несформированной эмоциональной децентрацией видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Нередко такие дети хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

2) Фактор риска - отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, но роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. Они вызывают глубокий внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей может привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.

3) явление родительского программирования - семья уделяет много внимания ребенку, но в то же время мешает его самостоятельности. Признаком является «приспособившийся ребенок» - снижение своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае проживание не своей жизни.В целом же, именно «приспособившийся ребенок», столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности, которое и в младшем школьном возрасте, и в подростковом не всегда попадает в поле внимания не только родителей, но и школьных психологов. «Приспособившийся ребенок» в школе чаще всего не проявляет внешних признаков дезадаптации: нарушений в учебе и поведении. Но при внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Обозначим неблагоприятные факторы при посещении ребенком детского сада, зачастую способствующие формированию запроса родителя к психологу.

1) Встреча в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Если воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей, то это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

2) Внутренний конфликт возникает в случае конфликтных отношений со сверстниками. Вызывается он противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

3) Неблагоприятные факторы для детей 6-7 лет. У родителей может происходить актуализация собственных страхов школы. Создаются условия, в которых происходит усиление проекции родительского стремления к превосходству над собственным ребенком: ребенок обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Такого ребенка можно узнать по одежде: он одет, как кукла. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими. Но наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья

 

Специфика организации и проведения занятий с использованием упражнений тренинга детско-родительских отношений в ДОУ

 

Тренинги по оптимизации детско-родительских отношений необходимы сегодня не только родителям детей «группы риска», но и каждой семье на определенном этапе ее развития. Анализ семейных ситуаций в тренинговой  группе  позволяет родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются «по наследству» от своих родителей. Кроме того, тренинг – это наиболее эффективный метод обучения, позволяющий снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей и предоставляющий возможность получить обратную связь.

Тренинг детско-родительских отношений дает возможность увидеть свои поведенческие стереотипы, способствует эмоциональной включенности, активному обмену опытом, помогает сформировать новые, положительные установки детско-родительских отношений.

Основные формы и методы работы, используемые нами в процессе проведения занятий с использованием упражнений тренинга – групповая дискуссия, постановка проблемных вопросов, решение проблемных ситуаций, ролевые игры.

В процессе занятий по оптимизации детско-родительских отношений родители учатся активному слушанию, учатся быть внимательными к поведенческим сигналам ребенка, получают навыки позитивного разрешения проблемных ситуаций, совершенствуют коммуникативные навыки. Социально-психологический смысл проведения занятий с использованием упражнений тренинга заключается в стимулировании родителей воспитанников ДОУ к самопознанию и развитии способности понимать других людей.

В нашем дошкольном учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали целям и задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей и возможностям педагогов.

Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение занятий с использованием упражнений тренинга «Успешный родитель».

Целью проведения занятий с использованием упражнений тренинга детско-родительских отношений является:

  • Повышение психологической компетентности родителей воспитанников посредством анализа сложных семейных ситуаций, стилей семейного воспитания;

Задачи занятий:

  • Информирование по проблемам детско-родительских отношений;
  • Коррекция эмоциональных нарушений во взаимоотношениях членов семьи;
  • Развитие способности конструктивного взаимодействия в семье;
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
  • Развитие самоанализа и самооценки;
  • Формирование навыков позитивного общения.

Одним из условий эффективного взаимодействия родителей и детей является признание ценности и уникальности  ребенка, его безусловное «принятие». Общение родителей с детьми должно базироваться на следующих основных принципах:

  • Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.
  • Следует говорить о ситуации, о поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений;
  • Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка;
  • Взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение должно раскрывать перед ребенком возможность самостоятельного разрешения проблемной ситуации;
  • Отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;
  • Равенство позиций, при котором осуществляется взаимное воздействие, формируется способность вставать на позицию другого.

Эффективность участи в тренинге во многом зависит от общих установок родителей, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у родителей воспитанников ДОУ появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы. Ориентация на советы и рекомендации не способствует решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.

 

Рекомендации по итогам проведения консультативной и тренинговой работы

 

Родителям:

- совместно с психологом спланировать работу по психологическому просвещению и консультированию в вопросах детско-родительских отношений с учетом индивидуальных запросов;

- активно участвовать в проведении родительских собраний с использованием неперсонифицированной информации и индивидуальных психолого-педагогических консилиумах с целью проектирования деятельности по коррекции выявленных затруднений.

- реализовывать предлагаемые психологом рекомендации по развитию системы взаимодействия с ребенком на основе ежемесячных родительских собраний и индивидуальных психолого-педагогических консилиумов.

 

Администрации:

- продолжить повышение квалификации специалистов социально-психологической службы ДОУ в области консультирования и тренинговой работы;

- совместно с психологом составить перспективный план реализации консультативной и тренинговой деятельности с родителями, учитывая выявленные по результатам анкетирования проблемные зоны и потенциальные возможности родителей каждой группы;

- продолжить контроль за реализацией всех этапов при подготовке и проведении тренинговой работы (согласование запросов, разъяснение целей, входная диагностика).

 

Психологу:

- составить план проведения индивидуальных консультаций и план работы родительских групп с учетом запросов родителей;

- по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводить углубленную диагностику развития ребенка, детского, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса, проведения консультативной и тренинговой работы с родителями;

- организовать совместно с педагогами в течение учебного года просветительскую работу с родителями по вопросу формирования конструктивных детско-родительских отношений;

-  разработать рекомендации родителям по развитию эффективной системы взаимодействия с детьми, с учетом индивидуальных особенностей семьи.

 

 

Список литературы

  1. Алексеева В.В., Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Спб, Речь, 2009 г.
  2. Бурменская, Г.В.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс, - М., 2002.
  3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга – СПб.: Речь, 2001. 144 с.
  4. Волобуева, И. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений / И.Волобуева // Школьный психолог. 2010. № 8. С. 14-26.
  5. Глозман, Ж.М. Детско-родительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка / Ж.М. Глозман, Л.М. Винникова // «СДО», 2012 № 2. С. 4-9.
  6. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2005. 160 с.
  7. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева – М.: Академия Развития, 2007. 163 с.
  8. Кулганов В.А., Консультирование в работе детского практического психолога / Спб, Детство-Пресс, 2008г.
  9. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2001. 201 с.
  10. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / М.,Гардарики, 2004.
  11. Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе: Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек / С.В. Петрушин. - М.: Академический Проект, 2004. 256 с.
  12. Практическая психология: Популярная семейная энциклопедия. – Белгород.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009. 184 с.
  13. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ.ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011.
  14. Франке-Грикш, М. «Ты с нами!» / М. Франке-Грикш. – М. Институт консультирования и системных решений, 2012. 172 с.
  15. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М.: МОДЭК, 2010. 512 с.
  16. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. 656 с.

Консультирование взрослых по вопросам детей дошкольного возраста