Консультирование взрослых по вопросам детей дошкольного возраста
Особенности организации и проведения социально-психологического консультирования с родителями
Социально-психологическое консультирование родителей занимает важное место в профессиональной деятельности психолога ДОУ.
Под социально-психологическим консультированием мы понимаем работу с родителями, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Основным средством взаимодействия является организованная определенным образом беседа.
Целью социально-психологического консультирования является оказание психологической помощи родителям воспитанников, направленной на сохранение психологического здоровья их детей.
Задачами социально-психологического консультирования мы считаем:
- повышение психологической компетентности родителей воспитанников ДОУ;
- создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях воспитанников ДОУ;
- формирование навыков позитивного поведения в сложных семейных ситуациях.
Наша деятельность основана на убеждении в том, что каждый физически или психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими психологическими проблемами. Мы оказываем помощь родителям в определении сути проблемы и выборе путей ее решения, опираясь на собственные силы и возможности. Психологическое консультирование базируется на информации, полученной от родителей, и ее тщательном анализе. Это позволяет понять проблемы семьи: проблемы в поведении ребенка, неадекватное возрасту проявление индивидуально-личностных и поведенческих качеств, особенности межличностных отношений с близкими взрослыми и сверстниками, симптомы эмоционального (раздражительность, агрессивность, плаксивость и др.) и телесного неблагополучия. Успех консультирования во многом зависит от того, насколько профессионально мы сможем выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации.
Наша задача – выявить, с одной стороны, причины возникших в семье трудностей, часто скрытых от сознания родителей, с другой – предложить выход из сложившейся ситуации. При решении этой задачи следует учитывать представления родителей о своем ребенке и характер их взаимодействия с последующим обсуждением требований, которые взрослые предъявляют детям.
Психологическое консультирование семьи в ДОУ базируется на следующих этических принципах:
- Доброжелательное и безоценочное отношение к родителю – комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родитель чувствовал себя спокойно и комфортно.
- Ориентация психолога на нормы и ценности родителя, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителю быть искренним и открытым.
- Запрет давать советы – психолог, несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителю, в частности, потому, что жизнь родителя и контекст ее протекания уникальны и непредсказуемы, и родитель является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности, в способах выстраивания отношений с родителем, а также в теории психологической помощи.
- Анонимность – никакая информация, сообщенная родителем психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам.
- Разграничение личных и профессиональных отношений – это принцип, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи.
- Ориентация психолога на уникальность и ценность ребенка. Соблюдение интересов ребенка. В беседе с родителями следует не только раскрыть психологическую структуру проблем ребенка, но и указать его положительные качества
Индивидуальные и групповые консультации в ДОУ комбинируются с другими формами и методами психологической помощи (тренингами, родительскими всеобучами, родительскими собраниями, стендовой информацией, семинарами-практикумами и др.)
Обозначим поводы для проведения психологической консультации в ДОУ:
1) удовлетворение запросов родителей;
2) помощь при переживании острой ситуации;
3) реализация плана консультативной деятельности.
Рассмотрим формы организации консультирования в ДОУ.
Таблица 1.
Формы организации социально-психологического консультирования родителей
Формы общения |
Формы организации консультирования |
Цель |
Коллективные |
Родительские собрания |
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста |
Круглые столы |
||
Тематические семинары |
||
Тематические консультации |
||
Тренинги – решение проблемных ситуаций |
||
Совместные детско-родительские мероприятия |
||
Дни открытых дверей |
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах деятельности ДОУ |
|
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
|
Индиви-дуальные |
Индивидуальное консультирование |
Изучить особенности семьи дошкольника |
Ящик обратной связи |
||
Педагогические беседы |
||
Посещение семьи |
||
Наглядно-информацион-ные |
Оформление постоянных информационных стендов |
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах деятельности дошкольного учреждения, особенностей воспитания детей.
|
Записки |
||
Информационный листок |
||
Доска объявлений |
||
Газета |
||
Тематические выставки |
Представим этапы консультативной деятельности [6], реализуемые в ДОУ Весь процесс психологического консультирования родителей в ДОУ можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим (см. таблица 2)
Таблица 2.
Этапы консультативной деятельности
Этапы консультативной деятельности |
Задача |
Метод |
Позиция психолога-консультанта |
Первичная беседа |
Создать условия для доверительного контакта. Понять, как видит проблему родитель |
Активное слушание |
Стимулирующая |
Анализ первичных данных |
Сформулировать предположительную психологическую проблему |
Анализ данных протокола беседы. Уточняющие вопросы |
Активная |
Формулирование запроса |
Помочь родителю сформулировать запрос и ожидания |
Наводящие вопросы. Незаконченные предложения |
Направляющая |
Диагностика |
Уточнить психологическую проблему. Определить индивидуальные особенности консультируемого
|
Тестирование. Анкетирование |
Стимулирующая |
Анализ результатов |
Нарисовать объективную картину состояния личности клиента. Выявить причины возникшей проблемы |
Беседа |
Активная. Направляющая |
Выбор эффективных методов коррекции |
Способствовать формированию ответственной позиции клиента при решении его психологических проблем |
Совместная деятельность (изучение литературы, моделирование ситуации, составление программы коррекции) |
Активная. Направляющая |
Реализация программы коррекции |
Способствовать решению проблемы клиента |
Отслеживание динамики (ведение дневника). Анализ |
Стимулирующая |
Внесение изменений в программу коррекции |
Способствовать решению проблемы клиента |
Анализ изменений |
Стимулирующая. Направляющая. Подкрепляющая |
Подведение итогов консультативной работы |
Способствовать формированию ответственной позиции родителя |
Беседа. Перспективное планирование |
Стимулирующая |
Рассмотрим те наиболее часто встречающиеся психологические проблемы современной семьи, в связи с которыми организуется социально-психологическое консультирование в ДОУ.
1) Взаимодействие в семье организуется по типу «ребенок – кумир семьи» - удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Возникает нарушение эмоциональной децентрации – способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Ребенок с несформированной эмоциональной децентрацией видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Нередко такие дети хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.
2) Фактор риска - отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, но роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. Они вызывают глубокий внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей может привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.
3) явление родительского программирования - семья уделяет много внимания ребенку, но в то же время мешает его самостоятельности. Признаком является «приспособившийся ребенок» - снижение своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае проживание не своей жизни.В целом же, именно «приспособившийся ребенок», столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности, которое и в младшем школьном возрасте, и в подростковом не всегда попадает в поле внимания не только родителей, но и школьных психологов. «Приспособившийся ребенок» в школе чаще всего не проявляет внешних признаков дезадаптации: нарушений в учебе и поведении. Но при внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
Обозначим неблагоприятные факторы при посещении ребенком детского сада, зачастую способствующие формированию запроса родителя к психологу.
1) Встреча в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Если воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей, то это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.
2) Внутренний конфликт возникает в случае конфликтных отношений со сверстниками. Вызывается он противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
3) Неблагоприятные факторы для детей 6-7 лет. У родителей может происходить актуализация собственных страхов школы. Создаются условия, в которых происходит усиление проекции родительского стремления к превосходству над собственным ребенком: ребенок обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Такого ребенка можно узнать по одежде: он одет, как кукла. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими. Но наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья
Специфика организации и проведения занятий с использованием упражнений тренинга детско-родительских отношений в ДОУ
Тренинги по оптимизации детско-родительских отношений необходимы сегодня не только родителям детей «группы риска», но и каждой семье на определенном этапе ее развития. Анализ семейных ситуаций в тренинговой группе позволяет родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора, а обычно перенимаются «по наследству» от своих родителей. Кроме того, тренинг – это наиболее эффективный метод обучения, позволяющий снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей и предоставляющий возможность получить обратную связь.
Тренинг детско-родительских отношений дает возможность увидеть свои поведенческие стереотипы, способствует эмоциональной включенности, активному обмену опытом, помогает сформировать новые, положительные установки детско-родительских отношений.
Основные формы и методы работы, используемые нами в процессе проведения занятий с использованием упражнений тренинга – групповая дискуссия, постановка проблемных вопросов, решение проблемных ситуаций, ролевые игры.
В процессе занятий по оптимизации детско-родительских отношений родители учатся активному слушанию, учатся быть внимательными к поведенческим сигналам ребенка, получают навыки позитивного разрешения проблемных ситуаций, совершенствуют коммуникативные навыки. Социально-психологический смысл проведения занятий с использованием упражнений тренинга заключается в стимулировании родителей воспитанников ДОУ к самопознанию и развитии способности понимать других людей.
В нашем дошкольном учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали целям и задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей и возможностям педагогов.
Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение занятий с использованием упражнений тренинга «Успешный родитель».
Целью проведения занятий с использованием упражнений тренинга детско-родительских отношений является:
- Повышение психологической компетентности родителей воспитанников посредством анализа сложных семейных ситуаций, стилей семейного воспитания;
Задачи занятий:
- Информирование по проблемам детско-родительских отношений;
- Коррекция эмоциональных нарушений во взаимоотношениях членов семьи;
- Развитие способности конструктивного взаимодействия в семье;
- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;
- Развитие самоанализа и самооценки;
- Формирование навыков позитивного общения.
Одним из условий эффективного взаимодействия родителей и детей является признание ценности и уникальности ребенка, его безусловное «принятие». Общение родителей с детьми должно базироваться на следующих основных принципах:
- Во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.
- Следует говорить о ситуации, о поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений;
- Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка;
- Взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение должно раскрывать перед ребенком возможность самостоятельного разрешения проблемной ситуации;
- Отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;
- Равенство позиций, при котором осуществляется взаимное воздействие, формируется способность вставать на позицию другого.
Эффективность участи в тренинге во многом зависит от общих установок родителей, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у родителей воспитанников ДОУ появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы. Ориентация на советы и рекомендации не способствует решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.
Рекомендации по итогам проведения консультативной и тренинговой работы
Родителям:
- совместно с психологом спланировать работу по психологическому просвещению и консультированию в вопросах детско-родительских отношений с учетом индивидуальных запросов;
- активно участвовать в проведении родительских собраний с использованием неперсонифицированной информации и индивидуальных психолого-педагогических консилиумах с целью проектирования деятельности по коррекции выявленных затруднений.
- реализовывать предлагаемые психологом рекомендации по развитию системы взаимодействия с ребенком на основе ежемесячных родительских собраний и индивидуальных психолого-педагогических консилиумов.
Администрации:
- продолжить повышение квалификации специалистов социально-психологической службы ДОУ в области консультирования и тренинговой работы;
- совместно с психологом составить перспективный план реализации консультативной и тренинговой деятельности с родителями, учитывая выявленные по результатам анкетирования проблемные зоны и потенциальные возможности родителей каждой группы;
- продолжить контроль за реализацией всех этапов при подготовке и проведении тренинговой работы (согласование запросов, разъяснение целей, входная диагностика).
Психологу:
- составить план проведения индивидуальных консультаций и план работы родительских групп с учетом запросов родителей;
- по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводить углубленную диагностику развития ребенка, детского, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса, проведения консультативной и тренинговой работы с родителями;
- организовать совместно с педагогами в течение учебного года просветительскую работу с родителями по вопросу формирования конструктивных детско-родительских отношений;
- разработать рекомендации родителям по развитию эффективной системы взаимодействия с детьми, с учетом индивидуальных особенностей семьи.
Список литературы
- Алексеева В.В., Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Спб, Речь, 2009 г.
- Бурменская, Г.В.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс, - М., 2002.
- Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга – СПб.: Речь, 2001. 144 с.
- Волобуева, И. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений / И.Волобуева // Школьный психолог. 2010. № 8. С. 14-26.
- Глозман, Ж.М. Детско-родительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка / Ж.М. Глозман, Л.М. Винникова // «СДО», 2012 № 2. С. 4-9.
- Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2005. 160 с.
- Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева – М.: Академия Развития, 2007. 163 с.
- Кулганов В.А., Консультирование в работе детского практического психолога / Спб, Детство-Пресс, 2008г.
- Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2001. 201 с.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / М.,Гардарики, 2004.
- Петрушин, С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе: Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек / С.В. Петрушин. - М.: Академический Проект, 2004. 256 с.
- Практическая психология: Популярная семейная энциклопедия. – Белгород.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009. 184 с.
- Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ.ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011.
- Франке-Грикш, М. «Ты с нами!» / М. Франке-Грикш. – М. Институт консультирования и системных решений, 2012. 172 с.
- Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – М.: МОДЭК, 2010. 512 с.
- Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. 656 с.
Консультирование взрослых по вопросам детей дошкольного возраста